ДримФаб
развитие, истории, профессиональные качества

Ловушка «Курицы и яйца» на старте

Григорий Ситнин, Иван Юдинцев
24 октября 2018
В нашем предыдущем материале мы познакомились с тем, как один совершенно обычный человек сумел понять: то, чем он предыдущие несколько лет занимался в виде хобби, вполне способно стать его профессией.
Если кто не читал, загляните. Остальные должны помнить, что наш герой обнаружил в себе весьма профессионального верстальщика. Его случай – хороший пример того, как человек шаг за шагом, порой даже незаметно для себя, подходит к своей цели. Но дальше он для нас будет не слишком удобен.

Верстальщик – специальность достаточно востребованная. Если его профессиональный уровень позволяет, то он сможет устроиться в солидную полиграфическую фирму на постоянную работу. И таким образом он избежит всех неприятностей жизни на, так сказать «вольных хлебах».

Потому что проблем много. И первую из них мы бы образно назвали «проблема Курицы и Яйца».
Цитата из м/ф "Трое из Простоквашино" (реж. В. Попов, 1978, СССР)
Чем нам поможет дядя Фёдор

Этот логический парадокс известен с древнейших времён. Уже мудрецы Античной Греции ломали над ним голову. Допускаем, что кто-то не слышал его сути, поэтому кратко изложим.

Курица, как известно, вылупляется из яйца. Но для того, чтобы снести яйцо, нужна курица. Так что же появилось раньше: яйцо или курица?

На самом деле проблема кур и их яиц в биологическом аспекте решена уже давно (ничего не было первым, эта система размножения сложилась постепенно в ходе эволюции). Но философский аспект парадокса продолжает регулярно встречаться и в повседневной жизни.

Нам важно понять: в жизни регулярно случаются ситуации этаких «замкнутых проблемных кругов». Чтобы получить что-то «А» надо иметь «Б». Но для того, чтобы получить это «Б» надо, чтобы у нас был «А».

Для иллюстрации снова обратимся к собранию житейской философии – советской мультипликации (между прочим, это не шутка, использовавшийся в прошлый раз мультфильм «Котёнок по имени Гав» местами даже мистичен).

В данном случае нам поможет Дядя Фёдор и его верные друзья. Вот как они обсуждали проблему, с которой столкнулись:
Матроскин: «Надо бы корову купить».
Дядя Фёдор: «Надо бы. Да где денег взять?»
Шарик: «А может занять у соседей?»
Матроскин: «А чем отдавать будем? Отдавать надо».
Шарик: «А отдавать будем молоком».
Матроскин: «Если молоко отдавать, то зачем тогда корова?»
Шарик: «Значит надо что-нибудь продать».
Матроскин: «А что?»
Шарик: «А что-нибудь ненужное».
Дядя Фёдор: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет».
Нет, ну ведь великолепно же, а?! За неполную минуту в декорациях детского мультфильма обсуждают проблемы, которые не всегда могут внятно решить целые министры государств.

Последняя фраза – это чуть ли не эталонный пример «курицы и яйца». И в очень похожей форме с ней обязательно столкнётся любой, кто решит открыть собственное дело или начать частную практикую.

Образно говоря: для того, чтобы получить хорошие заказы, нужно иметь некое количество уже готовых работ, которые не стыдно показать. Чтобы, глядя на них, заказчик мог понять, что да, перед ним не какой-то мошенник или пустозвон, а реальный мастер. Который способен сделать то, что требуется в надлежащем качестве и в срок.

Но для того, чтобы иметь возможность продемонстрировать эти готовые работы, нужно, чтобы их когда-то кто-то прежде заказывал. Всё, что вы сможете продемонстрировать в самом начале пути – это ваши «кустарные» поделки. Которые вы выполняли до того момента, когда решили превратить хобби в дело, приносящее деньги.

Иногда ситуация решаема. Тот же самый наш знакомый верстальщик уже раньше создавал брошюрки для себя. И это получалось весьма недурно. Для первых презентаций сгодится.

Но если человек решит заняться чем-то принципиально для него новым? Например, преподавать танцы. Да, он, конечно, может показать, как он двигается под музыку сам. Но умение танцевать и умение передать это мастерство другому – это совершенно разные навыки. Может ли начинающий учитель танцев продемонстрировать своих учеников?

Или начинающий репетитор по тому же английскому языку? Может он в начале репетиторского пути показать своих успешно сдавших «Бабе ЕГЭ» экзамен? Сомнительно.

И тут, кажется, стоит опустив, руки отказаться от мечты. Ну или надеяться на волшебное чудо. Ведь тот же Дядя Фёдор сотоварищи решил проблему нахождения денег на корову откопав клад. Может и вам стоит отправиться в ближайший лесок с киркой и тележкой?

Между прочим, действительно, стоит. Только не в лесок и не с киркой. Но некий поисковый процесс проделать придется.
Охота на редкого зверя
Где искать решение

Самым простым решением, видится: найти где-то средства для существования месяц-другой, и за это время подготовить некоторое количество образцов вашего продукта. Таким образом прервав порочное вращение колеса «нет клиентов – нет резюме, нет резюме – нет клиентов».

Но это не совсем правильный подход. Вы будете делать что-то не для продажи. Поэтому вы не сможете чётко предугадать: верно ли вы всё делаете. Может быть ваш продукт не особо кому-то нужен. Или вы делаете его недостаточно качественно. Или качество вполне на уровне, но не хватает какого-то одного ключевого элемента.

Совсем небольшой пример: вы решили стать мастером, изготавливающим фигурный подарочный шоколад. И перовое открытие, которое вас будет ждать после того, как вы потратили деньги и время на создание образцов, что жители в вашей округе вообще не понимают зачем дарить шоколад, если он (обычный) продается в каждом магазине. Вы тратите время на то, чтобы убедить, что шоколад, например, в форме пистолета – отличный стильный подарок мужчинам на 23 февраля. Но когда вдохновленные перспективой не дорогого эксклюзивного сюрприза дамы приходят к вам за заказом, вдруг выясняется: вы даже и не подумали, что ваши шоколадки хорошо бы не просто завернуть в пакет, а положить в подарочную же коробочку. Всё, все труды насмарку из-за какой-то недосмотренной мелочи.

Ваша ошибка заключалась в том, что вы, уже найдя себя в виде мастера, зациклились на самом себе и своем рабочем процессе. И совсем забыли, что работаете вы не для себя, а для других. Именно другие, оценив пользу вашего труда, станут клиентами.

Поэтому поиск выхода из ловушки «Курицы и яйца» надо начинать с охоты.

С охоты на очень коварного зверя, которого вы ещё никогда не видели. Но, тем не менее, должны суметь описать. Называется этот зверь: Идеальный клиент.

Но о том, где он водится, как его лучше ловить, а поймав, содержать – об этом в следующий раз.