Если вы заглянули, ожидая узнать, как получить быструю пользу от блога, то не спешите. Сначала порадуйтесь вместе с нами: ведь мы не так давно рассказывали о том, как важно выбрать правильное название. И вот, вы прямо сейчас показали, что нам и самим удаётся выполнить собственные рекомендации.

Тем не менее, спасибо вам, за то, что откликнулись на слово «польза». Потому что мы глубоко уверены: причинять людям пользу – в этом и есть цель работы любого правильного человека. В принципе, на эту тему мы тоже уже философствовали не так давно.

Ну и раз уж вы, решив не покупаться на дешёвые трюки со ссылками, продолжаете читать эту заметку, перейдём к заявленной теме.

Сегодня мы хотели рассказать о том, что каждая заметка в вашем блоге должна содержать какую-то, пусть и небольшую, но очевидную и быструю пользу для читателя.

Обычные блоги и полезные блоги

Давайте крупными взмахами разделим все блоги на две части: обычные блоги, в которых человек рассказывает о том, что с ним происходит в жизни (и что он по этому поводу думает/чувствует) и полезные блоги.

Блоги первого типа иногда интересно читать. Автор может обладать неплохим литературным талантом. Не настолько отточеным, чтобы реализовывать свой талант в крупных формах (романы, повести, рассказы в конце концов). Но вполне достаточным, чтобы его заметки было читать интересно. В целом, такой блог будет своеобразным литературным эксгибиционизмом: то есть демонстрацией личного (а может даже интимного) широкой публике.

Блоги второго типа – это такие, в которых тексты содержат некую полезную нагрузку. То есть читатель сможет после прочтения обогатиться новым полезным для жизни знанием.

Не надо сразу думать, что полезные блоги – это исключительно странички каких-то людей, которые пишут о тонкостях своей профессии. Даже самые распоследние бьюти-блогеры регулярно дают советы где что купить, где какая распродажа и какой тушью лучше превращать глаза из узких щелочек в распахнутые на пол-лица окуляры.

Более того, не надо думать, что если ваш блог содержит одну заметку, в которой описывается нечто полезное, то он навсегда попадает в первую категорию. И наоборот: пару раз допустив чисто описательный материал вы не превратитесь в блогера обычного.

Чтобы стать автором именно полезного блога надо набрать некую критическую массу Пользы. Ваши материалы должны из раза в раз содержать её. После того, как вы удержите эту линию какое-то время, можете себе иногда позволить простые материалы. Но всё равно: если вы начнёте этим злоупотреблять, ваш, скажем так, «индекс полезности» начнёт падать.

Поэтому, если уж вы взялись вести полезный блог, то придется постараться, держать взятое однажды на себя обязательство.

Ожидание

Резонно может возникнуть вопрос: а зачем мне вообще стремиться быть в группе «Полезные блоги»? Почему не заниматься просто описательством?

Хитрость тут вот в чем: ваш блог должны читать.

Если вы талантливы в составлении предложений из слов, если вы можете удерживать внимание читателя просто повествованием, то это прекрасно. Не заморачивайтесь на Пользу. Да и на блог тоже не заморачивайтесь. Пишите сразу книгу. Если уж такие мутные авторы, как Бегдебер и Мураками смогли получить всемирную известность, то уж вам то сам Бог велел пойти по этой тропе. И пришлите нам экземпляр книги, когда она выйдет, мы любим хорошую литературу.

Но жечь глаголом подобно Хемингуэю или Шукшину дано далеко не всем. Поэтому стоит подумать: а чем ещё мы можем зацепить читателя, кроме красивого сюжета и кучерявого слога?

Ведь современный мир производит такое безразмерное количество контента, что прочитать его весь – это уже выше сил человеческих. У любого читателя в день будет, в лучшем случае, час на то, чтобы почитать. И за то, чтобы получить кусок этого часа вам, как автору блога, придется биться с котиками, анекдотами и роликами, в которых тётки с упругими попами отплясывают кизомбу.

Да, ваш текст может одноразово чем-то привлечь человека. Например, ярким кричащим заголовком и той же упругой женской попой на заглавной картинке. Но надеяться, что такое будет получаться каждый раз – наивно. Во-первых, далеко не всегда удается создать действительно хороший заголовок или найти годную иллюстрацию. А, во-вторых, пойдя по этому пути, вы станете всего лишь ещё одной громко кричащей вороной в стае, в которой кроме вас будут призывно горланить ещё два-три миллиона таких же.

Возьмите один опавший лист. Осень в этом году теплая, возможно неподалёку ещё осталась куча таких. Посмотрите на него. Красив? Безусловно. Но киньте его снова в кучу и отвернитесь на минуту. Сможете найти его вернувшись? Только если каким-то образом специально его отметите для себя. Либо запомните точно, куда положили.

Вот про эту специальную отметку мы и говорим. Если в вашем блоге будет какой-то кусок, который заставит человека мысленно сказать: «Во как!» - то такая отметка на вашем тексте возникнет. Причем, это «Во как!» должно быть достаточно индивидуальным, настроенным на «вашего читателя» (ещё лучше – на вашего «Идеального клиента», про которого мы вот буквально в прошлый раз говорили).

Что может быть такими вариантами «быстрой пользы»? Ну, например:

  • Какие-то интересные сведения из общей эрудиции. Что-то такое, что обычно размещают в рубрике «А вы знали?»
  • Рассказ о какой-то неожиданной жизненной хитрости. Пусть даже вы и подсмотрели её у кого-то.
  • Совет из вашей практики, который может подойти любому человеку.
  • Наоборот, узкоспециализированный совет, который поймут только ваши коллеги.
  • Ссылка на сайт, где можно удобно решить какую-то практическую задачу. Самый простой пример: подсказать блогерам, где можно проверить текст на ошибки и уникальность (допустим, вот такой: text.ru)

Если вы удачно угадали, то вашему читателю эта информация будет действительно полезна (ну, хотя бы, занимательна). И в результате человек, увидев новый ваш текст, скажет вторую часть, звучащую так: «Ну-ка, а что там на этот раз?»

Если вы не разочаруете читателя и на этот раз, снова расскажете ему что-то полезное, если вы сможете побудить его воскликнуть «Во как!» несколько раз подряд, то с хорошей вероятностью, ваши тексты станут для него ценными. Каждый раз, видя, что у вас появилась новая публикация, читатель будет откладывать в голове: во время обеденного перерыва или за чашкой кофе можно не просто «повтыкать» в ленту вконтактика, а почитать именно ваш текст. Потому что там с гарантией снова что-то хорошее.

Самый идеальный вариант – это если ваш блог станет постоянным в списке человека. Если он, начиная день, будет заглядывать на вашу страничку, проверяя: не появилось ли чего-то нового. Стремиться надо именно к этому.

Личное участие

Есть явно наблюдаемый парадокс: человек может не получить прямой пользы от чего-либо. Возможно, это что-то даже потребовало от него усилий. И, тем не менее, он будет это что-то любить. Такое случается, если человек каким-то образом оказался в это «что-то» вовлечён.

В чем тут хитрость? Так уж устроено, что все мы эгоисты. Изначально каждый человек больше всех на свете любит самого себя. Это никогда не было секретом даже для величайших мудрецов древности. Например, один хороший человек, который начинал как плотник в иудейском городе Назарете, как-то сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». То есть даже этот бесконечно мудрый человек (про которого даже поговаривают, что он был Богом) понимал: уж себя то человек точно любит. Это про любовь к ближнему ему постоянно надо напоминать.

Так вот, каждый из нас любит себя. Мы не будем обсуждать, плохо это или хорошо. Просто следом за мудрым жителем Назарета примем этот факт.

И раз человек любит себя, то, следовательно, он должен любить и то, во что он вложил частичку себя. Наиболее чётко это понимают те, кто делает что-то своими руками: каждому мастеру известно то прекрасное чувство, которое возникает в душе, когда смотришь на законченный результат своего труда. И этот результат своего труда человек всегда ценит.

Для проверки попробуйте пройтись в грязных ботинках по полу, который кто-то только что помыл. Думается, вы услышите немало нового о самом себе, своем происхождении и даже воспитании.

Это чувство вполне масштабируется: если труда вложено много – человек любит результат сильно, если мало – не очень. Но всё равно любит. Хотя бы чуть-чуть.

При этом любовь – это настолько всеобъемлющее чувство, что оно ухитряется распространяться даже на того, кто подтолкнул заняться работой (или даже хитрым образом заставил). Вот это к этому свойству любви и обращается каждый, кто закладывает в свой текст какой-то побуждающий материал.

Если вы не просто расскажете человеку о чем-то полезном или выгодном, но и заставите его немного поработать, то вы, фактически, возьмете его немного в соавторы. Он не просто будет мысленно следовать за логикой вашего повествования, он лично примет участие в каких-то делах, связанных с текстом.

Понятно, что вдохновить человека на что-то действительно грандиозное – это сложно. Но никто и не ждёт, что, прочитав ваш блог, он кинется искать просветления в ашраме в Гималаях или воспылает желанием строить Коммунизм. Это дела большие, серьезные. К тому же, на вас, как на инициатора, ещё и ответственность ляжет немалая.

Но попросить человека сделать хотя бы что-то сверх скольжения взглядом по строчкам – уже вполне достаточно. Даже если вы просто в какой-то момент попросите его проверить координацию, прикоснувшись пальцем к кончику носа – это уже будет действие. На это действие читатель потратит усилие. И, что очень важно, скорее всего, добьется успеха (в отличие от побега в гималайский ашрам или построения Коммунизма).

А значит:

  1. человек потратит благодаря вам силы
  2. потратит их не впустую (по его меркам, естественно).

И после этого даже самый угрюмый мизантроп ощутит в душе любовь. Маленькую, да. Но ощутит. И это ощущение будет связано с вашим текстом.

Значит, в следующий раз, когда ему попадется ваш текст на глаза, он уже будет его открывать с надеждой снова получить немного любви. Даже мизантропы о ней мечтают.

Значит ваш блог для этого читателя станет ещё на один пункт более полезным.

А у вас то что?

Кстати, любой, кто хочет понять, насколько его блог является Полезным, может сейчас прервать чтение. Загляните в собственный блог. Просмотрите последние 10 публикаций. Лучше те, которые были давно: их текст перестал для вас быть настолько родным, что вы можете цитировать его не читая. Поэтому способны прочитать записи отстранённым взглядом.

Попробуйте каждый из выбранных материалов оценить с позиции:

  • если бы я первый раз видел этот текст, вынес ли я для себя из него что-то новое?
  • Есть ли в этом тексте для меня что-то полезное?
  • А сподвиг ли меня этот текст на какие-то действия?

Если по любым двум пунктам из трех у вас был ответ «Да», то поставьте себе плюсик.

Кстати, можете быть очень критичны: если сомневаетесь в ответе, не можете чётко сказать «да» или «нет», то выбирайте «нет». Это не экзамен, это контроль качества. И наша цель не покарать, а определить направление работы.

После сложите все плюсики. Если их будет хотя бы 8 из 10, то вы – молодец. Ваш блог вполне можно считать полезным. Продолжайте в том же духе.

Если меньше, то снова вернитесь к текстам. Теперь задача будет сложнее:

  • Попробуйте понять, что вот в данном конкретном тексте вы могли бы добавить, как элемент «быстрой пользы»?

Можете даже прямо тут же исправить ваши тексты, внести в них новые абзацы или даже целые разделы. Блог – долгоиграющее дело, тексты в них живут и работают в десятки раз дольше, чем скоротечные заметки в соцсетях. Поэтому не стесняйтесь, исправляйте.

Можно с хорошей уверенностью предсказать: пять-шесть таких «работ над ошибкой» и вы начнёте буквально чувствовать принцип «быстрой пользы».

Однако, стоит заметить: не всегда получается с легкостью найти этот самый «элемент с пользой». А иногда захочется просто «растечься мысью по древу» и уйти в чистое описательство. Контролируйте себя, уважаемые. Не позволяйте расслабляться и причиняйте пользу каждый раз. Ведь, в конце концов, вы – профессионалы.