ДримФаб
развитие, трекинг, инструменты предпринимателя

Продюсер. Почему он не трекер

Григорий Ситнин, Иван Юдинцев
16 ноября 2018
Нередко случается ситуация: приходит человек, который хочет придать «новое звучание» своему бизнесу. Да, замечательно именно этим мы и занимаемся. Заходите, присаживайтесь, рассказывайте: чем занимаетесь, куда хотите расти?
И по ходу разговора приходит понимание: человек ждет от нас совершенно определенных вещей. Во-первых, чтобы мы простроили весь его маршрут от нынешней точки к той, где он хочет оказаться. Во-вторых, чтобы взяли на себя полностью руководство процессом перехода (он даже готов поделиться с нами на этот момент властью). В-третьих, совсем не против, чтобы мы взяли на себя все предстоящие расходы. А то и просто: тупо влили денег и сказали, что делать, куда «копать».

В таких случаях приходится мягко объяснять, что человек пришел не совсем по адресу. Потому что ему не нужен трекер, ему просто хочется, чтобы кто-то стал его продюсером.
Продюсер – это прямая калька английского слова producer (в переводе «производитель»). Понятие появилось в самом начале XX века в Голливуде. Изначально было завязано на киноиндустрию. В то время как на съемочной площадке главным человеком был режиссер, продюсер являлся ключевым человеком в организационных вопросах. Также в сферу ответственности продюсера входили финансы. Именно на него возлагалась коммерческая успешность фильма, потому именно он являлся руководителем всего проекта.
Трекерская работа для неискушенного наблюдателя может показаться очень похожей на продюсерскую. Хотя отличаются они фундаментально. Если совсем упрощать, то разница в том, кто является главным действующим лицом процесса, а кто помогает.

Продюсер изначально является тем, кто держит в руках все рычаги. А его подопечный лишь выполняет команды в меру таланта и способностей.

Трекер – ровно наоборот – оставляет человеку самое главное: принятие решений. Трекер может нарисовать все возможные пути движения, объяснить выгоды и опасности каждого, предложить варианты минимизации опасности. Но решать по какому пути идти – это будет сам человек.

Давайте разберёмся чуть подробнее.

Сферизация продюсера

Что такое продюсер в, скажем так, самом чистом варианте? Обычно это некий руководитель производственного проекта в рамках шоу-бизнеса (музыка, кино, театр). Наиболее классический вариант – человек занимающийся раскруткой звезд эстрады.

Когда продюсер занимается какой-то звездой, то, на самом деле, это происходит в рамках ООО «Яркая звезда» (подставьте сюда любое имя популярного на эстраде деятеля). Этим ООО владеет продюсер, а Яркая Звезда работает на каких-то правах в этом ООО. Часто – на птичьих. Чисто исполнителем. Причем в самом прямом смысле этого слова: он именно исполняет то, что велено. И на сцене, и в жизни.

Всё, что происходит в рамках работы ООО «Яркая Звезда»: маркетинг, реклама, концерты, записи – это бизнес продюсера. Даже если ты, Яркая Звезда, изображен на всех щитах, флагах и даже полотенцах, ты ничем не владеешь, кроме своего лица. Да и то, далеко не всегда. Потому что сценический образ тоже может принадлежать продюсеру. Описать образ в четких категориях бывает проблематично. Но, если подойти к вопросу творчески, то задача, в целом, решаема.

Соответственно, даже если ты 10 лет успешно с продюсером работаешь, то можешь потерять практически всё, что создал. Избежать, можно только в одном единственном случае: если ты жена (или муж) продюсера. Тогда есть шанс забрать половину. Во всех остальных случаях, тебе принадлежит только то, что что прописано в контракте. Как правило – ничего. Зато использовать тебя будут нещадно. И тоже строго в соответствии с условиями, прописанными в контракте.

У такого подхода есть очевидные плюсы.

Самый первый: ты не паришься. Вообще. Можешь даже не задумываться на тему, где выступать, сколько за это просить, как попасть к месту выступления. Просто приходишь и творишь искусство.

Второй плюс не настолько очевиден. Чтобы быть действительно талантливым творческим человеком, надо обладать очень тонкой чувствительной натурой. Иначе ты не сможешь прочувствовать радость (или боль) других людей. А не сумев прочувствовать – не сумеешь качественно передать в творчестве. Но такая чувствительность – тяжелая ноша. От каких-то, например, жизненных неурядиц любой может впасть в депрессию. И если это будет простой кочегар, на досуге сочиняющий песни, то не очень страшно: депрессия вечной не бывает, значит кочегар сможет вернуться к творчеству позже.

А если в такую депрессию впадет ключевая фигура ООО «Яркая Звезда»? Тот, от стабильности работы которой зависит работа десятков других людей. Поэтому очень неплохо, если творческий процесс и организационно-финансовый будут возложены на разных людей. Тогда и актер сможет позволить себе периоды вдохновения и уныния, и рабочий процесс не будет зависеть от их стихийных волн.

Естественно, у продюсерского подхода в наличии и серьезные минусы.

Первый осложняет жизнь самому продюсеру. Яркая Звезда – основной, скажем так, производящий ресурс проекта. И это обычный человек. Отягощенный, как и положено, разными мало полезными для бизнеса качествами: самовлюблённостью, гордыней, непомерной уверенностью в собственной исключительности. Поэтому разрыв с продюсером – совершенно обычный процесс.

Если к такому заранее не подготовиться, то Звезда и продюсер при таком разрыве окажутся в очень неравных условиях. Актер уносит с собой свой талант и свои навыки. Продюсеру, по-крупному, остается только блестящая мишура, в которую эти таланты заворачивали для продажи. Более того, мало кто знает серого продюсера, который стоит за Звездой. Вся любовь зрителей направлена на саму Звезду. И эту славу, создававшуюся, кстати, за деньги продюсера, Звезда тоже забирает с собой.

Второй минус прямо следует из первого. И он ложится мрачной тенью уже на Звезду.

Сама жизнь подталкивает продюсера к мысли: лучше вкладываться в серую посредственность, которую можно раскрутить чисто техническими методами. Тогда сама Звезда будет знать, кому она обязана буквально всем. А в случае разрыва отношений в отлаженный производственный механизм можно будет поместить другую такую же серую посредственность и продолжить процесс.

Следующая логичная мысль продюсера: хорошо бы изначально так составить договор, чтобы доходы от деятельности ООО «Яркая Звезда» шли в основном в карман продюсера. И чтобы права собственности на, скажем так, «творческий продукт» принадлежал продюсеру. Известная коллизия большинства музыкантов: их песни принадлежат не им, а лейблам, на которых они записывались. Сами музыканты получают лишь некоторый процент от продаж (да и тут бывают исключения).

В целом, продюсер – он бизнесмен. Он вкладывает деньги (немалые) в достаточно рискованный актив. Поэтому его желание подстраховать инвестиции очень даже можно понять.

Но такие «подстраховки», когда они становятся системным явлением, приводят к тому, что по-настоящему талантливые артисты остаются на обочине. Они продолжают выступать где придется, получать значительно меньше денег, чем заслуживают. И, что более важно, они не получают своего зрителя, чей благодарный восторг – это топливо на котором работает «творческий мотор». К тому же, не имея возможности выступать много, актёр не получает возможности полностью развить свой талант.

Что плохо уже для искусства в целом.

Трекер, закуривая и поглядывая одобрительно

Тем не менее, стоит признать: продюсерский подход показал свою жизнеспособность. Вся «фабрика грёз» Голливуда своим существованием доказывает, что схема работает. И работает успешно.

С трекингом другая штука. Мы не занимаемся продюсированием в принципе.

Трекиг изначально очень хорошо работает в аллегориях, связанных с горной тематикой (как-нибудь мы расскажем вам про таких замечательных людей, как непальские шерпы). Образно говоря, мы просто маршрут показываем и помогаем по нему ходить. Всё, что ты делаешь, ты делаешь для себя. И это будет ООО «Имени Тебя» (или ИП, а то и, вообще, самозанятый). Естественно, принадлежит оно именно тебе и только тебе.

Мало того, ни тебя, ни трекера вообще не волнует перспектива расставания. По самой банальной причине: трекер рядом с тобой ровно для того, чтобы пройти маршрут. Дальше ему уже делать нечего.

Вообще говоря, надо понимать: разногласия возможны в любой работе. Поэтому, увы, может сложиться так, что придётся расстаться, не дойдя до финала. Но даже в этом грустном случае, расставшись с нами, ты оставишь себе всё, что ты уже сделал. Трекер никогда на это претендовать не станет. Это твой опыт, твои наработки, они полезны в твоем бизнесе. Трекеру они будут просто ни к чему.

Кстати, возникнет резонный вопрос: а почему может произойти это самое расставание на середине маршрута?

Ну, например, потому, что шевелиться придется самому и везде. Деньги придется тратить свои, а не продюсерские. Продюсер, кстати, почему всегда из того, что зарабатывает ООО «Яркая Звезда» забирает львиную долю? Потому что он много сначала вкладывает. И, естественно, хочет «отбиться» с прибылью.

Если продолжать тему расставания, то продюсер, вообще говоря, не захочет отпускать свою Яркую Звезду. Особенно если это действительно талантливый актёр. Трекер же изначально заинтересован в том, чтобы дойти до финала маршрута. То есть расставание с ним рано или поздно произойдет. Вывести проект на определённый уровень стабильности/доходности, радостно пожать друг другу руки, обняться на прощание, и перейти к следующему – вот задача трекера.

Соответственно, после того, как расставание с трекером произойдет, дальше ты в свободном плавании, но у тебя уже натренирован навык. Ты, твой бизнес – это уже совершенно другие явления.

Поэтому трекер кровно заинтересован в твоем успешном финале и не менее успешной дальнейшей жизни. Он всегда должен иметь возможность показать на Тебя и сказать: вон, видите фигуру в полосатом купальнике, которая мощными гребками плывет вдоль горизонта? Вот! Это я его туда направил. И я же научил, именно так двигать руками и дышать ровно.

Да, схема трекинга, как правило, более медленная, чем продюсерская. Это, возможно, из-за того, что у тебя ресурсы ограничены.

Потому что успешный продюсер, принимая Яркую Звезду в работу, уже имеет солидный запас денег. Он включает Звезду именно в свою, проверенную производственную схему. И он же заливает все возникающие по ходу вопросы большим количеством денег.

А у трекера, как у хорошего проводника в горах, вообще весь его багаж минимален и строго функционален. Его основной ресурс – содержимое его головы: опыт, знание маршрута и поведения людей на перевале.

Трекер может очень грамотно посоветовать, у какого мастера, образно говоря, приобретать снаряжение для перехода. У какого тренера позаниматься перед выходом на маршрут, чтобы не свалиться после первых же километров. И в этом он вполне схож с продюсером.

Но продюсер лично возьмет свою Звезду за ручку и приведет ко всем нужным портным, визажистам и гуру по йоге. Поэтому видимый эффект будет достигнут значительно быстрее. И с восхитительной непринужденностью для самой Звезды.

Трекер всего лишь скромно скажет: сюда ходи, сюда не ходи, а там вообще – «снег башка попадёт». Поэтому сам процесс будет зависеть от твоей настойчивости, от тех ресурсов, которыми располагаешь ты сам. Значит, процесс будет медленнее, а по ощущениям – напряженнее.

Страшно? Кому как

В результате может возникнуть вопрос: так зачем же это всё нужно? Зачем нужен трекер, если с ним всё медленнее, через пот, труд и собственными руками/ногами? Может лучше, найти продюсера? Может проще продаться ему получая от процесса удовольствие закинув ноги (зачеркнуто) руки за голову?

Совершенно правильный вопрос. Более того: люди регулярно приходят к трекеру именно с ожиданием увидеть продюсера. И даже несколько удивляются, не обнаружив положенного инвентаря: поводка и специальной стимулирующей дубинки с гвоздём.

Тут мы должны сказать со всей определённостью: мы ничего не имеем против продюсерства. Более того, мы можем сходу привести в пример дюжину крайне успешных продюсеров. Все они – достойные люди и хорошие бизнесмены.

Но мы этим не занимаемся.

Раз вы пришли к нам, значит ваша ситуация – это поход по горным перевалам. Значит вам уже надоела пресная езда по дорогам в долине. И теперь вам нужны новые навыки и новые попутчики.

Образно говоря, если девушке в долине надо куда-то попасть, то она может поехать на трамвае. Либо, взмахнув рукой у обочины, остановить блестящий лимузин с богатым водителем. В одном случае она доедет медленнее и только туда, куда идет трамвай. В другом – быстрее, на мягком кресле и под музыку, но с издержками другого рода.

Но и та, и другая схема совершенно не работают на горном перевале. Тут нет ни трамваев, ни лимузинов с продюсерами. Тут есть собственные ноги, собственное желание преодолеть перевал, выйти к новым горизонтам. И есть опасность погибнуть, сбившись с тропы или попав под обвал, который проглядел по неопытности.

Ноги и упорство человеку не заменит никто. А вот помочь пройти по маршруту по кратчайшему пути и в обход опасных мест – вот тут вполне можно найти специалиста. Который уже провёл туда некоторое количество других таких же неугомонных искателей. Достаточное для того, чтобы самому ходить по этой тропе взад-вперед с той же лёгкостью, с какой другие ходят по собственному дачному участку.

Поэтому при всём уважении друг к другу, у продюсеров и трекеров совсем разные клиенты. Первые катают на своих роскошных лимузинах роскошных же блондинок. Вторые водят по холодным продуваемым ветрами тропам тех, кто хочет увидеть новые горизонты.

И то, и другое – достойные интересные занятия. Вопрос в том, как ощущает себя человек, который приходит к этим специалистам.

Давайте проведём небольшой эксперимент. Вот два фрагмента из песен. Оба они достаточно известны. Если кто-то захочет послушать их целиком, то мы даже снабдим ссылками.

Первый

Ещё чуть-чуть и прямо в рай
И жизнь удалась.
И все завидуют, пускай,
Ведь жить станет в кайф.


Второй

Кто здесь не бывал, кто не рисковал –
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес:
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.


Попробуйте прислушаться к самим себе. Какой фрагмент больше соответствует вашему мироощущению. Если второй, который принадлежит перу Высоцкого, то наш трекинг – для вас.

Приходите, сработаемся.

иллюстрация: цитата из х/ф «Криминальное чтиво» (реж. К. Тарантино, 1994, США)