ДримФаб
создание, фундамент, инструменты предпринимателя

MVP в картинках. Доходчиво о банальном

Григорий Ситнин, Иван Юдинцев
7 декабря 2018
Предыдущий наш материал, посвященный концепции MVP(минимально жизнеспособный продукт) носил скорее философский характер.
Но тема это интересная, богатая хорошими схемами и иллюстративными примерами (или, если хотите заграничное слово: кейсами)

В интернетах любой желающий без труда может найти несколько схем, которые напрямую связаны с концепцией MVP. Но, как нам кажется, они чуть больше настроены на мировосприятие наших коллег из стран заката. Да ещё и сами схемы, в подавляющем большинстве случаев, на заграничных языках.

Нет, мы не сомневаемся в вашей способности разобраться в английских терминах. Но раз уж мы взялись какую-то тему обсуждать, то сделаем собственный вариант тех схем. Потому что отсылать людей со словами «а теперь, детки, ищите сами?» - такое моветон даже для блогеров-подростков.

А мы из подросткового возраста, увы, уже выбрались.

Запугаем время пирамидами
Пирамида Минимально жизнеспособного продукта (minimum viable product, MVP)
Говорят, в Египте существует пословица: «всё боится времени, а время боится пирамид».

Одним из преимуществ метода MVP является возможность экономить время. Может поэтому для его иллюстрации используют схему, основанную на пирамидах.

Чтобы понять, что за фигня на этой схеме изображена, представьте свой идеальный товар в виде пирамиды. Это не художественная причуда. В любом товаре можно выделить составляющие, которые займут много рабочих усилий на разработку и создание, а есть те – которые меньше. Если на схеме отразить количество рабочего времени, которое надо потратить на каждый элемент, то у нас и получится наша пирамидальная конструкция.

При этом какие-то свойства важнее других в силу так называемого «ограничивающего фактора». Т.е. без заполнения какого – то одного из условий работать над остальными бессмысленно. Соответственно, более важные элементы можно смело назвать более фундаментальными. Именно поэтому их мы и расположим в подножии нашей пирамиды. И чем выше будет расположен уровень, тем меньше, в целом, его критичность для товара.

Например, никто же не будет спорить, что товар, который очень помогает в хозяйстве, но при этом работает он через раз будет продаваться, мягко говоря, с трудом. Будет ли лесоруб покупать бензопилу, если известно, что её клинит примерно после часа работы?

И уж точно никто не станет покупать яркий завораживающий товар, не несущий явно осознаваемой пользы. Даже если его вам доставят прямо до порога квартиры.
Да, мы знаем, что магазины завалены бессмысленной блестящей ерундой. Которая сломается через полчаса использования. Да и вообще: необходимость её приобретения под серьезным вопросом. Но мы тут ведем разговор о производителях. Поэтому оставим маркетологов с их загадочной магией (а чем ещё можно объяснить то, что упомянутый блестящий хлам всё-таки продаётся?!)
У каждого товара количество таких уровней будет своим, но принцип всё равно останется единым. Для каждого можно построить пирамиду иерархии по трудозатратам и важности. В нашем примере мы для простоты выделили четыре пункта:

  • стабильность работы
  • наличие пользы для людей
  • красивый, товарный вид
  • удобный способ получения товара клиентами.
Что будет делать неразумный производитель, у которого есть ограниченное количество ресурсов (рабочих часов или просто исходных материалов)? Он скажет: «Так. Если мой товар не будет стабильно работать, то его и продавать бессмысленно».

После этого он подробно и досконально сконструирует его. Пропишет всю техническую документацию и начнет делать. На каком-то этапе ресурс закончится. Скорее всего, ещё до того светлого момента, когда все элементы ТЗ будут выполнены качественно и экспериментальный образец перестанет сбоить.

Можно ли назвать такой продукт минимально сделанным? Конечно. Стоит ли его бросать? Никак нет. Можно завернуть его в промасленную бумажку и начать бегать по богатым спонсорам, демонстрируя им своего кадавра. Вполне возможен вариант, что кто-то из них сумеет разглядеть в этой недоделке будущий продукт. Тогда, не исключено, что он решит вложиться в дальнейшую работу.

Собственно, многие начинающие команды энтузиастов именно так и работают. Попадая затем, в суровую кабалу к тем «добрым дядям», которые решат поддержать начинание финансами. Дело в том, что такое постепенное возведение пирамиды товара – это долгострой. А у долгостроев есть неприятная особенность: они регулярно умирают, не дойдя до финала. И тогда всё потраченное на них, становится чистым убытком.

И люди, готовые вложиться в проект, понимают это лучше, чем мы с вами русский язык. Поэтому они сразу будут страховаться от возможных убытков: выставлять такие условия, требовать таких исключительных прав на финальный продукт, что, собственно, разработчикам остается лишь жалкая фитюлька. И обязанность работать-работать-работать над проектом, который им уже, по сути, не принадлежит.

Хитрый же производитель применит к этой пирамиде наш метод MVP.

Он скажет: «Так. А что вот из этого огромного основания можно сделать целиком и быстро?»

После этого он ещё раз пересмотрит тот огромный список с возможностями, которые подарит в будущем его идеальный продукт. Выделит из списка два-три элемента, которые не будут выглядеть непонятным обрубком, которые в сумме чем-то обличат жизнь людей в мире, и приступит к работе.

Да, он так же должен будет составить полноценное ТЗ. Точно так же, как неразумный мастер, он должен будет работать с полной выкладкой. Но, так как список задач у него будет категорически меньше, он сможет в приемлемые сроки довести прототип до полностью рабочей модели.

Если эти элементы были подобраны грамотно, то уже на этом этапе модель будет обладать нужной степенью пользы. Останется её только «обработать напильником» дабы придать вид законченный и изящный. Ровно такой, чтобы хорошо смотрелось на любом прилавке.

Имея на руках эту симпатичную поделку можно оставшееся время потратить на отладку каналов сбыта: поиск магазинов, которые согласятся взять товар или банальное прикручивание системы микроплатежей через СМС, если речь идёт, например, об игрушке для смартфонов.

Да, в результате наш хитрый мастер получит на руки не могучего боевого коня, на котором он будет завоёвывать мировой рынок. Нет, у него будет всего лишь небольшой зверёк размером с белку. Но если мы говорим о товаре, то живая юркая белка в магазине домашних животных найдет своего покупателя с гарантией. А вот половина туши даже самого шикарного породистого аргамака заинтересует разве что производителей колбасы.

К тому же наш товар-белка при грамотном уходе и тренировках (читай: дальнейшей работе по усовершенствованию) сможет стать ничуть не худшим боевым животным.

Восьмерка совмещения
Минимальный и Жизнеспособный продукт (minimum viable product, MVP)
Вторая схема освещает практически тот же самый вопрос: почему стратегия MVP будет выгодным решением для очень многих мастеров-производителей. А заодно поясняет важность баланса между «минимальностью» и «жизненностью».

Предположим, у вас есть общее представление о том, какой продукт вы собираетесь производить. Вы его ещё не производили никогда. Да и до вас тоже что-то никто за подобное не брался. Значит, наработанных схем и техник пока ещё не существует в природе.

В идеальной ситуации у вас было бы неограниченное количество ресурсов, а также времени на эксперименты и производство. Тогда вы, как трудолюбивый мастер, смогли бы создать большое количество различных прототипов. Все они будут полностью жизнеспособными продуктами.

Каждый из них вы смогли бы наполнить разным интересным функционалом, снарядить самыми разными дополнительными бантиками и рюшечками. И потом, предложив их людям, выбрать, какая комбинация им больше всего придётся по вкусу. Именно такую модель вы бы запустили в серию. Возможно, даже дополнив элементами из тех, которые такую проверку не прошли.

Казалось бы: отличный метод. Да, в стране волшебных пони, где всего всегда в избытке, лето не кончается никогда, и никто не умирает, именно по такой схеме и надо было бы работать.

Но в нашем мире такой подход и не возможен, и не желателен. Слишком много ресурсов будет потрачено вами в процессе поиска нужного варианта. Слишком много времени на это потребуется. Если у вас слишком много идей по поводу возможного функционала вашего товара, то вы, не исключено, вообще не сможете в рамках собственной жизни подобрать оптимальную комбинацию.

Теперь давайте рассмотрим и другую крайнюю ситуацию: минимальные продукты. Которая, вообще говоря, вполне реализуема просто на голом упорстве и энтузиазме. Можно создать огромное количество прототипов, каждый из которых будет демонстрировать одну-две возможности из того идеального продукта, который хотите получить в финале.

Если вы найдете достаточно заинтересованную аудиторию, которая будет внимательно тестировать каждую вашу новую «фишку», то дальше успех будет зависеть только от вас, от вашего трудолюбия и креативности.

Но тут тоже с ходу видится главная проблема: даже самые преданные тестеры не будут ваши поделки покупать. Потому что каждая из них – всего лишь грубо сделанный полуфабрикат. Который можно погонять в тестовом режиме, но не более. А значит, вам нужно будет всерьез думать о том, где брать средства на производство очередной новинки.

И хорошо если ваш продукт не очень крупный и дорогой в производстве. Тогда вы хотя бы в режиме хобби сможете год за годом искать интересные решения, оттачивать их и думать, как потом всё это запаковать под единый корпус.

Нельзя сказать, что каждый из этих вариантов не может быть реализован. Нет. Каждый из них – вполне нормальный вариант действий. Просто он не даст нужного результата в приемлемые сроки.

Но хитрость (и, одновременно, спасение) в том, что эти два множества: полностью жизнеспособных продуктов и минимальных продуктов имеют некую зону пересечения. Вернее, не так: при разумном подходе можно создать некий образец, который в неё попадет.

Выбрав наиболее перспективный вариант для функционала нужно понять, какая версия украшательства сделает его наиболее привлекательным для покупателя. Потом надо понять, как этот минимальный набор превратить в законченный продукт. Такой, чтобы его можно было с чистой совестью предлагать в качестве готового товара.

Всё опять повторится сначала
Цикл действий при работе с Минимально жизнеспособным продуктом (minimum viable product, MVP)
Как и первые две, данная схема тоже понятна интуитивно. Но мы всё равно расскажем, такое уж у нас правило: объяснять даже самые очевидные вещи.

В предыдущем материале про MVP мы всё это иллюстрировали на самопальной сказке. Если кто не читал (и не сходил по ссылке в самом начале), то настоятельно рекомендуем. Будет понятнее про что рассказывает данная схема.

Всё дело в том, что работа по методу MVP – это циклический процесс. У него есть точка входа и несколько итераций, количество которых, вообще говоря, сложно предсказуемо.

В любом случае, всё начинается с идеи. Вернее, даже с Идеи – именно так, с большой буквы. Потому что сначала надо «увидеть» свой финальный продукт. При этом совершенно нормально, если он будет в этом «видении» очень размытым. Только самые общие черты будут распознаваться уверенно. А вот детали… С деталями лучше даже не представлять, чтобы не затуманить дальнейший процесс: он, так-то, может в результате очень сильно отдрейфовать в неожиданную сторону.

Но даже если вы видите свою цель очень подробно, то вам всё равно надо её «замылить». Потому что необходимо понять самое ключевое свойство вашего идеального продукта. Именно на этом ключевом свойстве будет строиться первая итерация цикла.

Итак, разглядев сквозь прищуренные веки вашу Идею, вы должны сформулировать идею попроще. Как уже говорилось выше, она должна быть доступной вам в реализации и, при этом, оставаться полноценным продуктом.

«Что из этого всего мы можем реализовать в достойном виде, качественно и быстро?» - вот с таким вопросом вы должны морщить лоб.

Не надо подходить к этому процессу спустя рукава. Потому что провал на этом этапе будет означать, что вы вынуждены будете вернуться ровно в ту же самую точку. Знаете, как говорят: жизнь будет нам давать один и тот же урок, пока мы его, в конце концов, не выполним. Вот это прямо про данный стартовый процесс сказано.

Но, в конце концов, у вас должно получиться. Нет, это мы не бросаемся мотивационными лозунгами из арсенала коучей. Мы уверены, что успех рано или поздно вас догонит. Ну а если совсем будет затык, то обращайтесь прямо к нам. Помогать в такой ситуации – это, так-то, наша специализация.

После того, как общая идея первого продукта вами будет рождена, начинается этап деятельности. Вам надо воплотить этого малыша в реальность. И сделать это со всем возможным профессионализмом, на который вы способны. Если вам вдруг покажется, что вы мелочитесь, что вы способны на большее – гоните от себя это ложно ощущение. Для профессионала нет мелких дел. Есть просто дела, которые он делает быстрее, но также качественно и ответственно.

Один из обязательных моментов, которому вы должны будете уделить пристальное внимание, это схема запуска получившегося товара «в люди». Потому что на этом образце никто не собирается останавливаться. Он, вообще говоря, нужен в качестве пробного шара, который вы запускаете в туманную неизвестность вашего будущего рынка сбыта.

Поэтому надо не просто начать бодро барыжить полученным товаром. Надо сразу же стремиться получить максимум реакции от всех своих клиентов. Первое, что вы должны понять: а, вообще, идея, лежащая в ядре вашего продукта, сейчас рынком востребована?

Например, если вы хотите торговать кружевным женским бельем в очень пуританской стране, то сначала стоит понять: подобные украшательства, они тут нужны? Потому что даже если ваши кружевные перчатки (чем не вариант пробного MVP?) с гневом швыряют вам же в лицо, то стоит прикинуть, каким образом вам вернут то, что вы хотите предложить людям в финале. Да, вы можете быть на 121% уверены, что женщины этого края будут выглядеть в вашей продукции просто богинями. Но они то могут считать, что их принимают за распутных женщин. А добродетель для них ценнее любых восторженных мужских взглядов.

Как бы реакция местных жителей от таких предложений не оказалась слишком горячей.

Так что исследовать реакцию тех, кто стал счастливым обладателем вашего первого MVP – это не просто интересный процесс. Это, буквально, жизненно важный процесс. И мы не о возможном костре инквизиции: если вы сразу пойдете в ложном направлении, это значит, что вы будете тратить время впустую. Жизнь тратить.

В результате такого исследования у вас должна накопиться некая критическая масса отзывов. Они будут содержать как предложения по улучшению уже существующего продукта (кстати, почему бы его и не отшлифовать в соответствии с ними), так и мысли о том, чего в нём не хватает.

И тогда приходит время для следующего сложного процесса. Вы должны проанализировать весь полученный объем информации. Его надо соотнести с той Идеей, которую вы рисовали себе в начале. Потому что, возможно, придет понимание: к ней вы пойдёте очень извилистым путем. А то и вообще пойдёте в несколько другом направлении.

Не надо этого бояться. Верность своим идеалам – дело хорошее. Но мы выше уже сказали: надо поменьше связывающих ваш манёвр деталей. А основную свою идею вы всё равно заложили в свой продукт на самом первом шаге. Так что если вам вдруг покажется, что эти капризные вредные клиенты бурным потоком волокут вас куда-то не туда, то задумайтесь вот над чем: а может это вы сами собирались изначально не туда? И коллективный разум, в своей житейской мудрости, направляет вас на более верный маршрут?

Результатом анализа накопленной информации должна стать новая идея. Вы должны понять, как будет выглядеть ваш трансформированный MVP. С этим пониманием вы вернётесь к тому, с чего начали. Как мы и обещали. Но вернётесь уже не в отправную точку. Это будет та же позиция, но на более высоком уровне: вы уже имеете в арсенале один успешно обкатанный продукт (который, кстати, никто вас не заставляет выкидывать за борт), у вас уже есть определенный круг клиентов, вы уже знаете, чего эти люди от вас хотят. В конце концов, если вы собрались командой впервые, вы получили первый опыт. Успешно прошли процедуру боевого слаживания.

И, к тому же, вы теперь неплохо представляете свои дальнейшие шаги (создание продукта, запуск его в реализацию, сбор информации и так далее).

Ну и, да: если ваша первая идея не оказалась провальной, то вы прибыли к старту новой итерации ещё и с увеличенным финансовым запасом. Что, само собой, позволит вам реализовать более масштабную идею.

И так пока не надоест. Хотя, надоест – это вряд ли.