Мы не найдем ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая усилий. Не найдем людей, которые, вкалывая из последних сил, обливаясь литрами пота и крови, вырвались вперед потому, что обладали нужными качествами, связями и даже талантом.
Если прослушать первые работы Моцарта, то мы не услышим в них ничего выдающегося. Если посмотреть первые партии всемирно известных гроссмейстеров, мы не увидим нетривиальных шагов и мыслей.
Достижение высокого мастерства в частной практике невозможно без определенного объема часов, вложенных в развитие своей деятельности. В начале 1990-х гг. психолог Андрс Эриксон проводил исследования на эту тему профессиональной компетенции. В результате ученые вывели волшебное число, ведущее к мастерству мирового класса: 10.000 часов. Это эквивалентно примерно 3 часам в день, то есть 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.
Невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, — это число встречается с удивительной регулярностью.
Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».