ДримФаб
развитие, рабочее место, частная практика

Хаос на рабочем месте: решать вам

Григорий Ситнин
9 ноября 2018
"Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?" Эту фразу произнес легендарный ученый, лауреат Нобелевской премии по физике — Альберт Эйнштейн.
Согласитесь, беспорядок, в той или иной степени, свойственен каждому из нас. Умело организуемые твердой рукой предметы и бумаги лежат в таком положении недолго. Два-три дня, и порядок словно под действием центробежной силы стремится к первобытному хаосу. А так ли он страшен, бардак?

"Одна из причин, по которым материальное пространство, в том числе рабочий стол, может так много рассказать о своем владельце, состоит в том, что на него, по сути, в течение долгого времени накладывает свой отпечаток поведение человека", - полагает Сэм Гозлинг, преподаватель психологии из Техасского университета в Остине (США). Мы все время осознанно или неосознанно проявляем свой характер через внешние признаки: следы и метки, которые мы оставляем вокруг себя.

Исследователи из Университета Миннесоты занялись исследованием этой проблемы и доказали, что в условиях хаоса человек действительно больше склонен к принятию нестандартных решений. В то время как сторонники порядка показывают низкие результаты в тестах, где необходимо воображение и творческое мышление, а также склонны просто делать, то, к чему они привыкли, не меняя стратегий и не применяя фантазию.

Один из явных плюсов заключается в том, что в тотальном хаосе, творящемся на вашем столе, вы можете, обнаружить какой-нибудь документ, потерянный пару лет назад. Если тогда его потеря вас несильно расстроила, то сейчас он может сыграть ключевую роль в разработке вашего проекта. Теория вероятности (автор, которой тоже любил всё раскидывать) и здравый смысл подсказывают, что шансов на такое стечение обстоятельств не так много, но такие прецеденты есть.
Согласно научным данным, состояние рабочего места напрямую зависит от того, какое полушарие мозга доминирует у человека. Людей с более сильным правым полушарием часто называют "мастерами на все руки". Они могут выполнять одновременно несколько заданий, что неизменно приводит к хаосу в их непосредственном окружении. Но в нужный момент такие люди, как ни странно, без труда выудят необходимый документ даже из самой огромной кипы бумаг.

Однако эксперты из Университета Флориды опровергли позицию, что беспорядок на столе - это хорошо. Они пришли к выводу, что постоянный хаос не только ухудшает производительность труда, но и приводит к снижению умственных способностей. В эксперименте приняли участие пять тысяч человек в возрасте от 30 до 84 лет. Среди них исследователи провели телефонный опрос, и добровольцы сначала рассказали, что лежит на их рабочем столе, а потом ответили на каверзные вопросы, которые «раскрывали» уровень интеллекта и рабочий потенциал.

Выяснилось, что люди, не следящие за порядком на своем рабочем месте, не могут быстро решить сложные интеллектуальные задачи, а также плохо справляются с тестами на разные темы. Кроме того, специалисты обнаружили, что хаос чаще всего провоцирует снижение работоспособности у женщин, а не у мужчин – представители сильного пола меньше всего обращают внимание на беспорядок.

У педантов больше активности проявляет левая половина мозга. Такой человек последователен в выполнении своих заданий и приступает к следующему, лишь убедившись, что с предыдущим покончил навеки. Перед завершением работы такой специалист наводит порядок на своем столе, чтобы на следующее утро ничто не омрачало начало рабочего дня.

Идеальная организованность, как и воплощенный бардак,— две крайности, и нужно каким-то образом учиться между ними балансировать, основываясь на собственном характере, привычках и конкретно вашего вида частной практики.