ДримФаб
профессиональные качества, финансы, работа с клиентами

Сколько стоит ваша работа?
Главная мысль: равенство

Григорий Ситнин, Иван Юдинцев
15 октября 2018
Самый простой ответ на вопрос «сколько стоит ваша работа?» был во времена диких пещерных людей. Любой человек должен был получить столько еды, чтобы завтра он снова смог приступить к её поискам. И ещё чуть-чуть: чтобы ночью у него хватило сил для неких действий, связанных с поддержанием численности племени.
Иногда, особо продвинутые люди и сегодня норовят подойти к процессу оплаты труда с этих позиций. Порочность их подхода вылезает, как только пытаешься взглянуть на них плотнее. Обнаруживается, что «пещерные» методы продвигает человек одетый вовсе не в шкуру болотной собаки, а во вполне себе добротный костюм. И в руках у такого человека будет не каменный топор, а хороший новый смартфон.

Поэтому, бросив укоризненный взгляд на современного «пещерника», попробуем взглянуть на проблему оплаты труда с более современной позиции.

Равенство

Очень важно понять один момент: люди изначально равны. Нет, они вовсе не одинаковы. Если смотреть очень пристально, то, вообще каждый – уникален. Но мы, слава Истории, живем в ту эпоху, когда изначально каждый человек равен любому другому.

Да, на это накладываются различные искажения. Существуют целые философские школы, которые отвергают равенство. Другие, ровно наоборот: утверждают его природную изначальность.

Мы не будем углубляться в дискуссии с философами. Просто констатируем реально наблюдаемый феномен:

Для профессионального мастера подход, основанный на его равенстве с прочими людьми, банально выгоден.

Когда вы работаете, вы тратите время, отведенное вам для жизни. Вообще говоря, его ограниченное количество. И каждый из нас вполне мог бы потратить его на своих же собственных детей, друзей, любимых, на собственное развитие. Все эти вещи во все времена считались важными. Если отбросить всё наносное, мы поймём: ради того, чтобы накормить детей, порадовать любимых, купить книги или набор гантель для тренировок – именно для этого люди и работают
Безусловно, существуют люди, которые просто горят своей идеей: одержимые ученые, талантливые инженеры, вдохновенные артисты. Они готовы работать просто для того, чтобы процесс двигался в том направлении, где горит их Звезда. Кого-то подобное горение восхищает, других – пугает. В любом случае это выдающиеся, по-своему бесконечно счастливые люди. Поэтому мы их просто с почтением не будем беспокоить. Пусть толкают Человечество дальше вверх.
Контракт

Не задумываться над ценой своей работы – дело неразумное.

Во-первых, тогда вы, скорее всего, не будете получать той оплаты, которую заслуживаете. Банально, у вас не будет тех же денег, которые есть у равных вам в профессиональном плане людей.

Это вредно для дела: не имея достаточных средств, вы, например, не сможете приобрести более качественный инвентарь. Пробить в стене отверстие можно и долотом. Однако, перфоратор с этим справится на порядки быстрее. Но перфоратор стоит несравнимо дороже, чем долото. И деньги на покупку техники повышающей качество работы (а потом и ремонт) должны быть.

Низкая оплата труда вредна и для самооценки. Считая себя дешёвым мастером, вы не решитесь взяться за дело, которое вполне по силам. А, значит, будете медленнее расти в профессиональном плане.

Во-вторых, занижая размер своей оплаты вы можете свалиться в некую чванливую снисходительность. Приходилось сталкиваться с отношением в ключе «Скажите спасибо, что вам хоть столько насыпали»? Вот это оно и есть.

Такой подход – это наглядный пример перекоса принципа, который мы вывели в качестве основного: Равенства.

Если оплата за какой-то ваш труд становится ниже, скажем так, «среднерыночной», то вы, фактически, делаете одолжение своему клиенту. Очень трудно удержаться при этом, чтобы не начать смотреть на него свысока. А от этого вообще один шаг до подхода «И так сойдет».

Что, по нашему мнению, для мастера грех больший, чем рукоблудие.

Давайте рассмотрим два примера.

Первый: психотерапевты.

У них нет «скидочных программ». У них есть четко обозначенная и заранее известная цена за каждый сеанс. Как правило, она вообще никак не зависит от того, кто приходит в качестве клиента. Эта цена строго нормирована: за час. И ещё: оплата берётся заранее. Но только именно за этот конкретный сеанс. Клиент не может «купить пакет» из 10 сеансов сразу.

Такой подход сразу выводит отношения психотерапевта и клиента в статус равных между собой людей. Они заключили контракт, в соответствии с ним один должен заниматься проблемой клиента, а другой не должен рассчитывать, что с ним будут возиться дольше, чем оплачено.

Второй: священники.

Аналогия тут вполне уместна. Само слово «психотерапия» происходит от древнегреческих ψυχή — «душа» и θεραπεία — «исцеление». Т.е. психотерапевты – это «лекари душ» в буквальном переводе. Ну а священники – если мы будем рассматривать авраамические религии (христианство, мусульманство) – они даже за красивыми словами не прячутся. Прямо так и говорят, что пытаются исцелять души прихожан (с Божьей помощью, разумеется).

Священники за свою работу денег не берут. Да, мы все знаем, что сплошь и рядом это не так, что корыстолюбивых толстых попов даже по телевизору показывают. Но и в милиции тоже встречаются коррупционеры. Не будем же мы на этом основании каждое отделение ОВД называть бандитской малиной?

Так вот, занимаясь душевными проблемами своих прихожан (или, ещё выше: духовных детей) священники выполняют очень похожую работу, что и психотерапевты. Но бесплатно. И поэтому они, совершенно резонно, морально возвышаются над своими «чадами».

Вообще говоря, это положение отражается даже в том, как принято обращаться к священникам: «отче», «падре». Священники изначально относятся к мирянам, как к детям. И это не только красивая традиция.

Возвращаясь к нашей теме.

Если мастер не расценивает свою работу как некое Священное Служение (что даст ему право нарушать принцип Равенства), то он:

  1. Не должен возвышаться над своим клиентом занижая цену за свою работу.
  2. Не должен и унижаться перед ним, хитрыми способами цену задирая.
Нужно найти справедливый размер оплаты.

И об этом мы расскажем в следующей статье этого цикла.
В качестве небольшого образовательного бонуса хотим рассказать, что психолог, психотерапевт и психиатр – это три разных специалиста. А то многие люди считают это просто словами-синонимами.

Психолог – это ученый и специалист-практик. Он знает, как работает человеческая психика. Он может классифицировать явление, объяснить почему человек себя ведет так, а не иначе. Столкнувшись с необычной ситуацией, он умеет найти аналогичные случаи, рассказать, что тогда предпринималось или чем закончилось,
если не предпринималось ничего.

Психиатр – это клинический медик, который лечит психические расстройства. Он работает по методам медицины: выявляет симптомы, ставит диагноз, назначает лекарства или процедуры. Наблюдает за динамикой болезни. Если у него нет стремления продвинуть психиатрию, как науку, то он, по-крупному, является всего лишь техником, знающим, где надо «подкрутить», а где «ослабить».

Психотерапевт – это уже этап роста для психолога или психиатра. Это специалист, который должен уметь разобраться в тонких душевных проблемах здорового (с точки зрения психиатрии) человека. Обязательным условием для психотерапевта: он лично должен пройти много часов индивидуальной психотерапии. Потому что ему придется залезать в самые тонкие уголки души. И допускать туда человека, который сам не до конца здоров, банально опасно.