Контракт Не задумываться над ценой своей работы – дело неразумное.
Во-первых, тогда вы, скорее всего, не будете получать той оплаты, которую заслуживаете. Банально, у вас не будет тех же денег, которые есть у равных вам в профессиональном плане людей.
Это вредно для дела: не имея достаточных средств, вы, например, не сможете приобрести более качественный инвентарь. Пробить в стене отверстие можно и долотом. Однако, перфоратор с этим справится на порядки быстрее. Но перфоратор стоит несравнимо дороже, чем долото. И деньги на покупку техники повышающей качество работы (а потом и ремонт) должны быть.
Низкая оплата труда вредна и для самооценки. Считая себя дешёвым мастером, вы не решитесь взяться за дело, которое вполне по силам. А, значит, будете медленнее расти в профессиональном плане.
Во-вторых, занижая размер своей оплаты вы можете свалиться в некую чванливую снисходительность. Приходилось сталкиваться с отношением в ключе «Скажите спасибо, что вам хоть столько насыпали»? Вот это оно и есть.
Такой подход – это наглядный пример перекоса принципа, который мы вывели в качестве основного: Равенства.
Если оплата за какой-то ваш труд становится ниже, скажем так, «среднерыночной», то вы, фактически, делаете одолжение своему клиенту. Очень трудно удержаться при этом, чтобы не начать смотреть на него свысока. А от этого вообще один шаг до подхода «И так сойдет».
Что, по нашему мнению, для мастера грех больший, чем рукоблудие.
Давайте рассмотрим два примера.
Первый: психотерапевты. У них нет «скидочных программ». У них есть четко обозначенная и заранее известная цена за каждый сеанс. Как правило, она вообще никак не зависит от того, кто приходит в качестве клиента. Эта цена строго нормирована: за час. И ещё: оплата берётся заранее. Но только именно за этот конкретный сеанс. Клиент не может «купить пакет» из 10 сеансов сразу.
Такой подход сразу выводит отношения психотерапевта и клиента в статус равных между собой людей. Они заключили контракт, в соответствии с ним один должен заниматься проблемой клиента, а другой не должен рассчитывать, что с ним будут возиться дольше, чем оплачено.
Второй: священники. Аналогия тут вполне уместна. Само слово «психотерапия» происходит от древнегреческих ψυχή — «душа» и θεραπεία — «исцеление». Т.е. психотерапевты – это «лекари душ» в буквальном переводе. Ну а священники – если мы будем рассматривать авраамические религии (христианство, мусульманство) – они даже за красивыми словами не прячутся. Прямо так и говорят, что пытаются исцелять души прихожан (с Божьей помощью, разумеется).
Священники за свою работу денег не берут. Да, мы все знаем, что сплошь и рядом это не так, что корыстолюбивых толстых попов даже по телевизору показывают. Но и в милиции тоже встречаются коррупционеры. Не будем же мы на этом основании каждое отделение ОВД называть бандитской малиной?
Так вот, занимаясь душевными проблемами своих прихожан (или, ещё выше: духовных детей) священники выполняют очень похожую работу, что и психотерапевты. Но бесплатно. И поэтому они, совершенно резонно, морально возвышаются над своими «чадами».
Вообще говоря, это положение отражается даже в том, как принято обращаться к священникам: «отче», «падре». Священники изначально относятся к мирянам, как к детям. И это не только красивая традиция.
Возвращаясь к нашей теме. Если мастер не расценивает свою работу как некое Священное Служение (что даст ему право нарушать принцип Равенства), то он:
- Не должен возвышаться над своим клиентом занижая цену за свою работу.
- Не должен и унижаться перед ним, хитрыми способами цену задирая.
Нужно найти
справедливый размер оплаты. И об этом мы расскажем в следующей статье этого цикла.