Забесплатно!
Есть ещё такой предельный вариант скидки: отдать товар даром. И в этом случае наше мнение не меняется ни на полмиллиметра: отдавать товар даром не надо.
Во-первых, это сразу же нарушает принцип равенства. Вы начинаете выступать в роли благодетеля, смотреть на клиента свысока. Ни до чего хорошего это не доведёт. Более того: если вы кому-то отдаёте товар бесплатно, то почему с остальных берёте за него деньги? Чем первые лучше вторых?
Но сразу оговоримся: не надо отдавать даром именно СВОЙ продукт. У вас может быть некий «пакет», в котором, помимо вашего товара, есть куча чего-нибудь от ваших партнёров. Вот эту кучу вы вполне можете раздавать в качестве бонусов. Но то, что вы продаёте за деньги, не должно быть даримо.
То, что за деньги – всегда за деньги.
И, кстати, наоборот: то что дарится никогда не должно продаваться. Последняя мысль, кстати, далеко не для всех людей очевидна.
Мы продолжаем настаивать на Равенстве отношений. И именно поэтому говорим именно так. Ни вы, ни ваш клиент не должны унижать другого подачками.
Если производитель уверен в своём товаре, если точно известно, что товар приносит ровно столько пользы, сколько заявлено, то он стоит ту цену, которая заявлена, то товар не может быть бесплатным по определению.
Это ещё важно и потому, что бесплатный товар ценится сильно меньше той пользы, которая в нём заключена. Понаблюдайте, например, за судьбой бесплатных газет, которые раздают у метро. Какое количество из них постигнет судьба стать оберточной бумагой или просто послужит растопкой для костра? Газета – это источник информации. Но бесплатная газета – это просто бумага. И очень повезет, если, хотя бы, обёрточная.
Но может возникнуть вопрос: а если всё-таки очень хочется подарить свой товар кому-то? Неужели нельзя этого делать? Например, с друга тоже надо требовать деньги в полном объеме? Или с человека, которому просто нечем заплатить, но ты ясно видишь: ему твой товар очень нужен. Всё равно надо трясти его, пока не вытрясешь нужную сумму?
Нет, это будет категорически не верным. У каждого есть люди, с которыми вообще не стоит отношения выводить в денежную сферу: друзья, любимые, дети. Делать подарки близким людям – это правильно и хорошо. И, в том числе, вы можете подарить им и свой товар. Но только надо понимать, что этот товар вы всё равно покупаете.
Хитрость в том, что тут получается интересный вырожденный случай, когда и покупатель, и продавец – одно и то же лицо. Вы можете даже не отражать такую специфическую покупку во внутренней отчетности. Но сами должны однозначно понимать: вы заплатили из своего кармана за ту пользу, которую получит ваш близкий человек.
То же самое, когда вы отдаёте бесплатно товар тому, кому он действительно очень нужен. Это известно давно и называется «Благотворительность». Хорошее, почетное дело, которым стоит заниматься всем и регулярно. Общество должно поддерживать тех, кто переживает не лучшие времена. За счет этого оно становится сильнее и прочнее.
Но, во-первых, как и в случае подарка близким, товар, который пошёл на благотворительность, должен быть оплачен. Из вашего кармана.
А, во-вторых, категорически не надо из этого акта благотворительности делать самому себе рекламную акцию. Хотите кому-то помочь – очень правильное решение. Но не забывайте слова, которые по этому поводу сказал один мудрый человек из Галилеи как-то сказал: