ДримФаб
профессиональные качества, фундамент, управление

ЛПР: начальник, руководитель, лидер

Григорий Ситнин, Иван Юдинцев
29 марта 2019
Перу нашего великого императора Петра I принадлежит замечательный указ: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, чтобы умом своим не смущать начальства».
Этот указ свеж и злободневен до сих пор. Он уже перестал восприниматься, как нечто документальное и формальное, превратившись просто в афоризм. Его можно даже целиком не произносить: достаточно пары ключевых слов, чтобы все поняли о чём речь.

И если кто-то подумает, что нас такая ситуация восхищает, то он будет глубоко не прав. Давайте мы изложим несколько мыслей на этот счёт.

Природная мудрость

Человек – существо иерархичное по своей природе. Мы на чисто животном уровне постоянно выясняем: кто более статусная особь, а кто менее.

Как и любое природное проявление, такое желание выстраивать «властную вертикаль» наполнено диалектической борьбой противоположностей. Нельзя однозначно сказать, полезное оно или вредное.

С одной стороны, вредоносность очевидна любому разумному человеку. На верхние ветви социального баобаба регулярно забираются не самые лучшие представители рода Homo sapiens. И оказавшись там они ведут себя как форменные бабуины, получившие ведущую роль в стае: отбирают у тех, кто ниже, все самое вкусное, не терпящим возражений тоном заявляют свои права на самых мясистых самок и просто доказывают своё превосходство при каждом удобном случае.

В то время, как значительно более достойные люди вынуждены довольствоваться объедками ежедневно испытывая фрустрацию от собственной никчемности. И тайно радоваться, когда появляется ещё более мускулистый и зловонючий бабуин, который кинет вызов опостылевшему тирану. И, если новичок добьется успеха в своём восстании, можно будет подойти к рухнувшему вниз бывшему альфа-лидеру и, повторяя слова из басни Крылова «Пускай ослиные копыта знает», пнуть злодея.

Со времен, когда наши ловкие волосатые предки, настороженно озираясь слезли с деревьев и вышли на просторы саванн, такое положение дел не изменилось ни на миллиметр.

Однако, добавилось, это понимание, что человек становится Человеком лишь отталкиваясь от своей природной первозданности. Беря её в узду и смиряя наиболее дикие проявления. В том числе ставя себе на службу и постоянное стремление выяснить «Кто главнее?». Потому что в подобной иерархичности скрыта великая польза.

Каждый человек полностью автономен. Если он останется совершенно один, он будет тосковать. Он не сможет продолжить свой род. Но он точно не погибнет. Более того, он сможет вполне адекватно анализировать внешний мир, находить решения для вдруг возникающих новых неприятностей. Или изобретать применение неожиданным находкам.

Но когда такие автономные уникумы собираются в большую толпу, то возникает проблема. У каждого из них по любому (буквально: по любому) поводу будет собственное мнение. И эти мнения могут различаться вплоть до полностью противоположных. Когда такое происходит в спокойное мирное время, можно и порассуждать, выбрать лучшее. А если решение, вдруг, не оправдает надежд, то попробовать другое.

Но если ситуация станет «горячей» (стихийное бедствие, война, просто дело, которое требует слаженного участия всех), то подобный либерализм становится крайне не выгоден. А нередко так даже и опасен. Если ситуация складывается так, что решения надо принимать однозначно и быстро, а выполнять четко и без лишних обсуждений, то очень неплохо, если работа принимать такие решения упадёт на кого-то одного. Тогда, даже если его решение будет не идеальным, оно будет принято достаточно быстро.

Представьте себе ситуацию: на группу людей, которое мирно пасётся на лужайке с вкусными ягодами, надвигается стадо мигрирующих антилоп. Причем не просто бредёт пожевывая по пути травку, а несется спугнутое неведомо чем (кто их разберет, этих рогатых бестий!). Люди могут успеть добежать до ближайшей рощи и залезть на деревья. Или укрыться в небольшой канаве неподалёку. Канава ближе, но деревья надежнее: в канаву антилопы тоже могут свалиться всеми своими тушами, а на деревья они точно не полезут. Однако, до деревьев надо бежать, а в группе дети, которые не способны бегать быстро.

Что предпринять?

Если запустить процедуры демократии, начав обсуждать преимущества каждого решения, то оставшееся время будет упущено. И в результате под копытами погибнут все.

Но если в группе есть вожак, с чьим авторитетом согласны все, то он примет одно решение. В данном случае любое из них будет далеко от идеала. Но принять его надо быстро. Тогда шансы уцелеть резко возрастут. Причем у всех в группе.

Более того, если этот вожак будет физически сильнее всех, это тоже окажется неплохо. Потому что может сложиться ситуация, когда его любимая самка начнёт спорить (как это, без сомнений, они делали с древнейших времён). Ведь у неё тоже может оказаться личное и бесконечно ценное мнение по поводу путей спасения.

В такой момент будет вполне уместно, если грубый совершенно не толерантный вожак просто слегка даст своей любимой по загривку. Чисто для прояснения позиции, кто здесь главный. И кто сегодня будет принимать решения. После подобной краткой «дискуссии» и остальные наберутся большей прыти во время броска к спасительным деревьям.

Поэтому повторим: кого-то постоянное стремление рода Homo sapiens выстраивать иерархические пирамиды может угнетать. И они совершенно правы в своём негодовании. Если этому животному началу дать полную волю, то вреда можно хлебнуть больше, чем хотелось бы.

Но не надо забывать, что этот механизм встроен в нас мудрой природой не спроста. Он выработан для того, чтобы мы такие прекрасные, разумные и уникальные в нужный момент могли мобилизоваться и действовать как единый организм. И тогда коллективное слаженное усилие становится даже грандиознее и эффективнее, чем простая сумма усилий каждого.

В сортах ЛПР разбираться надо

Уже на самых простых и примитивных примерах можно понять всю пользу от умения людей выдвигать из своих рядов вождей. Или «ЛПР» (лицо, принимающее решение) если по-новомодному.

По мере усложнения нашей жизни врожденная иерархичность становится ещё важнее. Одним из многих людских талантов (возможно, даже, не природным) является способность к постоянному изобретению чего-то нового. В том числе и в плане организации совместного труда.

Даже в небольшой артели, в которой работает полдюжины людей, очень неплохо, если будет кто-то в роли главы. Несколько человек могут внутри своего коллектива достаточно успешно пользоваться демократией: обсуждать производственные проблемы совместно, пытаться «коллективным разумом» принять наилучшее решение.

Но ведь даже в таких идеальных условиях может сложиться ситуация, когда два решения выглядят одинаково перспективными, а голоса, отданные за каждое из них, разделились поровну. А значит, всё равно понадобится тот, кто примет ответственное решение.

Таким образом ЛПР нужен даже в самих свободных и демократических сообществах.
Кстати, кто-то может предложить, что решение в ключе «ни нашим, ни вашим» может принять случайный человек. Что может произойти, когда принять сложное решение будет поручено не уважаемому лидеру, а случайному обормоту, описано в древнем эпосе «Иллиада».

Если кто-то не в курсе: богини Олимпа поспорили, кто из них самая красивая. Мужчины Олимпа отказались брать на себя ответственность за такое, прямо скажем, сложное решение. Поэтому свалили всё на пастуха Париса, который просто следил за козами на горных склонах. Парень не растерялся и выбрал ту, которая пообещала наиболее заманчивый дар (любовь самой смазливой женщины того времени). В результате случилась война на 10 лет унесшая жизни многих прекрасных людей. Нерешительные боги-мужчины всё равно переругались, а прекрасный город Троя был сожжён.
Собственно, вот по этому простому факту (принятию окончательного решения) и можно узнать, кто в коллективе является ЛПР. И так как природа появления такого человека в коллективе может быть разной, то совсем не обязательно им будет тот, кто официально возглавляет коллектив.

Ради того, чтобы разобраться со столь тонким моментом мы и затеяли наши сегодняшние размышления.

Итак, всех ЛПР можно разделить на три класса. Они, конечно, вынесены в заголовок, но давайте повторим их ещё раз:

  • Начальник
  • Руководитель
  • Лидер
Понимаем: для большинства людей эти слова являются синонимами. Разобраться в семантических тонкостях между ними – это надо специальное образование получать. Потому давайте скажем так: данные наименования – они лишь некие образы, выделяющие ключевой параметр.

Чтобы было понятнее, кратко опишем каждый из них.

Начальник

Это слово выбрано за то, что в поговорке «Я – начальник, ты – дурак» используется именно оно. Потому что ЛПР регулярно появляется в коллективе, что называется, «сверху». Это некий человек, который никогда в коллективе раньше не работал. Его просто в какой-то момент представляют со словами «Знакомьтесь, это ваш новый начальник отдела».

Такой ЛПР изначально ни с кем из коллектива не знаком лично. Максимум, ему могли рассказать, что это за люди, с которыми придется работать. Но личного мнения у него ни о ком нет. Для него, по-крупному, все равны. Никаких предпочтений или предрасположенностей он с собой не приносит.

Но и коллектив о нём в самом начале ничего не знает. Его собственный авторитет, грубо говоря, равен нулю. С ним не будут спорить только потому, что некое ещё более высокое начальство «осенило» Начальника своим покровительством.

Между прочим, это самое «высокое начальство» может состоять с Начальником в неких родственных связях. Или иных, но тоже обеспечивающих некую интимность коммуникаций. Поэтому профессиональные качества Начальника поначалу для всех более чем сомнительны.

Если организация построена с достаточной степенью строгости, то Начальнику будут подчиняться. Там, где такая строгость доведена до предела – в армии – приказы вообще не обсуждаются. Но даже там всегда находится уйма возможностей для саботажа приказов, с которыми не согласны.

Поэтому Начальник в роли ЛПР хорош своей непредвзятостью. Как с его стороны, так и со стороны подчиненных. Это очень полезно, когда надо наладить работу в коллективе, который слишком погрузился в теплые человеческие отношения.

Такие внутренние связи полезны только до определённого предела. После превышения которого люди начинают слишком много времени уделять именно бытовым контактам. В совсем запущенном случае такое может вообще парализовать работу. Тогда введение в коллектив Начальника может выправить ситуацию.

Но есть у Начальника и отрицательная сторона: поддержка его со стороны коллектива изначально вообще нулевая. И завоевать уважение своих подчиненных – отдельная сложная задача. Если на месте начальника окажется уверенный профессионал, то он приложит все усилия, чтобы достичь тут успеха. Но ведь может быть и так, что Начальнику вообще «положить» на собственный коллектив. Ему будет вполне достаточно того, что папа или «папик» поставил на эту удобную хорошо оплачиваемую должность. Тогда коллектив будет работать только в случае высокой внутренней самоорганизации.

Руководитель

С названием для второго класса ЛПР чуть сложнее. Дельных поговорок вспомнить не получается. В голову лезет только идиотская расшифровка про «руками водителя». Но это совершенно никак не совпадает с идеей, которую хотелось бы отразить.

Дело в следующем: ЛПР может появиться в самом коллективе. Выдвинуться из народной массы, так сказать.

Это вполне естественно: даже когда рабочий процесс полностью отлажен и работает как часы, всё равно ему не избежать каких-то перекосов. Пусть даже и не сильных. И в такие моменты далеко не всегда рядом оказывается тот, кто обязан принимать решения. Нередко эта доля падает на плечи кого-то из рядовых сотрудников.

Как правило, это происходит благодаря удачному совпадению двух параметров: высокого профессионализма и врожденных лидерских качеств. Если человек мало что смыслит в деле, то ему даже в голову не придет озвучивать решение в сложной ситуации. А если он не обладает достаточным командирским задором, то даже самый толковый и дельный совет будет попросту не услышан.

Несколько подобных, пусть даже и не сверх-авральных событий, и такой сотрудник начнёт восприниматься коллегами как тот, к кому можно смело обращаться за помощью. Или просто за консультацией в спорной ситуации.

Любое принятие решения – это стресс. Мало кто из людей добровольно будет в стресс нырять. Всегда будет позыв скинуть это на кого-то другого. И если у этого другого чувство ответственности за общее дело окажется выше страха от лишних переживаний, то он раз за разом будет выручать коллег.

Это, кстати, показывает нам третье необходимое качество для того, чтобы стать Руководителем: ответственность.

И вот если такого подлинно редкого человека удаётся обнаружить в коллективе – это огромная удача для любого менеджмента. Потому что не надо будет ломать голову, кем заменить уже существующего начальника. Все мы люди: болеем, умираем, кое-кто уходит «в декрет», наконец. Или, вот, опять же: зачем держать толкового начальника на одном месте, если ему уже есть достойная замена. Регулярное обновление руководства (путём повышения в должности) – залог успешного плавания в очень быстро меняющихся водах современного рынка.

Но, то, что для Начальника было плюсом, для Руководителя может стать серьезным минусом. Он же выходит из коллектива, так? Значит, на руководящую должность он притащит все свои прежние связи, все сложившиеся за годы работы контакты и стереотипы. Да, его значительно больше будет поддерживать коллектив. Они ведь и без того уже регулярно смотрели на него как на того, кто чуть выше. Но могут возникнуть и нежелательные трения: ишь ты, выскочил наверх, теперь, небось, зазнается!

Уйти от этой сложности не получится никак. Остается только уповать на профессионализм руководителя. И то, что для него интересы дела будут выше старых добрых отношений с приятелями.

Лидер

Третий тип ЛПР, он, по сути дела, является вариантом Руководителя. Он тоже должен быть высоким специалистом в своей профессии. Он тоже должен пользоваться безусловным уважением своих коллег.

От того, чтобы стать собственно Руководителем его удерживает только отсутствие карьеризма. Или значительно большее желание работать руками, чем ими «водить».

Все, кто хотя бы немного работал на производстве, с лёгкостью вспомнят какого-нибудь «Кузьмича». Этакий образец ЛПР класса «Лидер»: пожилой, но крепкий, любящий свою работу, знающий её от и до. Способный послать «по матери» даже самого высокого начальника. Потому что знает без него, без Кузьмича, тут в цеху всё если и не встанет, то точно пойдёт наперекосяк.

Возможно, кто-то спросит: а почему же мы тогда относим такого работягу именно к ЛПР? Ведь он не уходит на более высокую «офицерскую» должность, продолжает вкалывать вместе со всеми в цеху. Да, разумное руководство всегда такого Лидера назначит хотя бы «Старшим мастером» и обеспечит повышенным окладом. Но ведь это точно не менеджер. Рабочий, пролетарий. С чего же он ЛПР?

Ну, во-первых, пролетариями, так-то, являются все работающие на предприятии. Вплоть до генеральных директоров. Если это, конечно, не народное предприятие по образцу того же китайского Huawei, где акциями предприятия владеет каждый работник.

Но не в пролетарстве дело. Гораздо важнее, что и грамотный Начальник, и грамотный Руководитель, зная, что у них на производстве есть полноценный Лидер, всегда будут советоваться с ним по ключевым вопросам. Об будет бесконечно ценен для них тем, что не отрывается ни от производства, ни от коллектива. Со своего горизонта, оставаясь наровне со всеми остальными сотрудниками, Лидер будет знать и видеть то, что ЛПР ушедший в менеджерство не получит в принципе.

Более того, может вообще случиться ситуация, когда производство будет держаться строго вопреки бездарности Начальника. Мы же обсуждали ситуацию, когда Начальственная фигура будет лишь номинальной персоной, способной лишь грозно хмурить брови или покровительственно сообщать «Кто карашо арбайтен – карашо кушать!»

И если такое обнаружится – смотрите внимательно. Потому что такая работоспособность надёжно указывает: в коллективе есть полноценный Лидер.

Проверь теорию практикой

Не надо считать, что какой-то из классов ЛПР лучше, какой-то хуже. Как мы показали, у каждого из вариантов есть свои преимущества, каждый из них хорош в своей ситуации. И каждый из них отягощён своими «проблемными местами».

Нужно просто понимать, что система такова.

Чисто для финала мы бы хотели предложить вам примерить эти три «костюма» к тем ЛПР, которые вам попадались на жизненном пути. Попробуйте прикинуть, к какому классу каждый из них относился? А уж если вам самим доводилось возглавлять коллективы, то теперь вы сможете понять кое-что новое и про себя.