Рамки и риски Кто-то спросит: а зачем нам вообще заморачиваться этой ерундой с изначальной пользой? Наш продукт и так метут за милую душу. И это продолжается уже несколько лет. Что нам даст это новое знание?
Хороший вопрос. Если у вас всё хорошо, дело поставлено на надёжные рельсы, клиенты выстраиваются в очередь, а молодёжь бегает за вами с просьбой обучить тонкостям ремесла, то Бог вам в помощь. Работайте себе на здоровье.
Но даже самым успешным и стабильным мастерам иногда в голову приходят идеи. Талантливому человеку всегда тесно в устоявшихся рамках. Поэтому он всегда будет стараться их раздвинуть. И тогда он, фактически, выходит на некое «поле нестабильности». Где всякое возможно. Кто-то находит на нем новые оазисы возможностей, а кто-то и, потеряв кучу времени, энергии и ресурсов на бесплодные поиски, возвращается назад.
Успех таких поисков очень во многом зависит от того, насколько хорошо человек представляет себе, что же он ищет на самом деле. Это нужно хотя бы для того, чтобы, встретив искомое, радостно кинуться к находке, а не пройти с усталым видом мимо.
И уж тем более это понимание цели нужно тем, кто, откинув многие из прошлого опыта, начинает собственное дело, открывает частную практику. Для них ситуация ещё сложнее: потерпевший фиаско мастер просто вернётся на исходные позиции, займется тем же, чем прежде. Поднакопит силы и ресурсы, да и двинется на новый поиск.
А новичок ставит в этом поиске на карту всё. Его неудача приведет не к временному отступлению, а к разгрому.
Поэтому мы и утверждаем:
понимать, чем ты занимаешься (планируешь заниматься),
в чем польза твоего труда,
твоего продукта – это важнейшее знание для любого, кому не сидится на пятой точке ровно.
Самокат в Солнечном городе Ладно, скажете вы, согласны. Но любое знание само по себе бессмысленно. Нужно понимать, как применять его в реальной жизни. Как мы можем «пощупать» пользу от этого нового знания. Рассказывайте, раз уж вы так стоите за то, чтобы
польза была во всём.
С удовольствием. Давайте прямо на примере.
Вот, например, автомобиль. Всем известная и удобная штука. Наш мир наполнен автомобилями: выгляните в окно, с хорошей вероятностью один да увидите.
Какова глубинная Польза в автомобиле? Сразу скажем: это не комфорт, не скорость и даже не возможность козырно выступить перед той сероглазой блондинкой, которая прежде вас игнорировала. Это всё наносное.
Основная польза автомобиля, как идеи, это возможность попасть из точки А в точку Б. И сделать это быстрее, чем при использовании данного нам природой средства: ног.
Причем именно «быстрее» – ключевое качество. Потому что хорошо, если автомобиль будет блестящий, красный, с анатомическими креслами и мощной стереосистемой. Но если он будет двигаться медленнее, чем пешеход, то всё это бессмысленно. Вы на нём даже не сможете догнать ту блондинку, о которой так мечтаете холодными осенними вечерами.
А вот если мы, таки, признаем, что
основное свойство автомобиля – доставлять пассажира из А в Б быстрее, чем пешком, тогда получим неожиданный вывод:
Самым простым вариантом решения этой задачи будет самокат.
Да, назвать его автомобилем (даже «протоавтомобилем») не решится даже самый богатый на аллегории поэт. Но мы то не поэты, мы – практики. И поэтому совершенно спокойно говорим: это простейшее решение поставленной задачи.
Раз задача (доставить быстро из А в Б) с помощью самоката выполняется, то примем его за автомобиль.
Теперь посмотрим через призму этой мысли на производство.
Давайте предположим, что мы хотим создать нечто, что позволит людям двигаться быстрее. Но люди кругом привыкли ходить на ногах и им не хочется скидываться средствами на долгие изыскания и изобретения не пойми чего. Деды ходили, прадеды ходили, и мы походим.
Но в нас то горит идея сделать мир лучше, а жизнь людей – проще!
Поэтому, чисто на собственном энтузиазме, изготавливаем самокат. Исключительно для себя. И начинаем на нем носиться по улицам города, удивляя наших консервативных соседей и вызывая восторги детворы.
Люди, даже самые консервативные, умеют считать. Очень скоро кто-то из соседей поймет, что на этой двухколёсной штуковине он быстрее будет с утра добираться до рынка, а вечером до дома. Значит у него появится дополнительное время для работы или отдыха (кому что ближе). Всё, в этот момент ваш самокат наполнится для него Пользой.
А значит, вы сможете превратить этот самокат из забавной причуды в полноценный товар. Главное, не забыть его сделать для соседа на совесть: если самокат под ним развалится, то вряд ли это послужит хорошему мнению о вас, как о производителе. Поэтому, даже несмотря на то, что для вас самокат – это всего лишь временное решение, попытка нащупать нечто, пока неосознанно похожее на автомобиль, - вы должны будете этот самокат сделать со всем тщанием. Это должен быть полноценный законченный продукт. Все детали должны быть подогнаны, а все шарниры – смазаны.
Ваш сосед не должен быть ещё и вашим испытателем.
Через какое-то время, достаточное количество соседей проникнется мыслью о пользе самоката. И, само собой, через некоторое время вы от них же получите какую-то ответную реакцию.
Это важный момент: вы же не собираетесь останавливаться на самокате. Ваша мечта ездить быстрее. Поэтому узнать: а чего бы хотелось людям усовершенствовать – очень полезно. Вполне возможно, кто-то из пользователей сможет увидеть ход, который вы сами даже и не предполагаете.
Скорее всего, первое, что услышите от ваших соседей: сложно в горку на самокате ехать. Вниз катиться – это отлично, быстро и с ветерком. Даже ногой толкаться не надо. А вот вверх – уже мука. Если заранее не разгонишься, то вообще приходится слезать и подниматься на своих двоих. Вот бы исправить!
Не проблема, вы же кипящий идеями конструктор! Можно прицепить к самокату электромотор с аккумулятором. И в таком новом виде он будет уже ехать сам. Даже в горку будет забираться.
(И да, мы понимаем, что город в нашем примере становится каким-то совсем сказочным: откуда в нем электромотор, если они ещё недавно все поголовно пешком ходили? Кто-то даже скажет: этак вы, вообще, до «Незнайки» скоро допишитесь. Собственно говоря, почему бы и нет. Для того чтобы показать какую-то модельную ситуацию, надо откинуть незначащие частности). Итак, через какое-то время на обычных самокатах в городе будет кататься только детвора. А все солидные люди, которые ценят своё время, обзаведутся самокатами с электроприводом.
Но, как гласит известный принцип: «потребности растут по мере их удовлетворения». Поэтому через некоторое время к нам снова начнут заходить соседи с рассказами о том, что и такой вариант транспорта их уже не устраивает. Всю дорогу приходится стоять. Это, конечно, не так чтобы очень сложно. Но если бы можно было сидеть – это здорово экономило бы силы.
В чем проблема? Для талантливого инженера прикрутить к самокату стул – вообще никакого труда не составит.
Вы запираетесь в мастерской на неделю другую. После чего представляете уже привыкшим к вашим новинкам соседям новую версию самоката. На котором можно ехать сидя. Чисто, чтобы показать прорывность этой технологии, вы даже название даёте этой штуке новое, импортное: «скутер».
И ситуация повторяется: спустя месяц-другой скутеры становятся неотъемлемой частью городской жизни. И ещё какое-то время спустя, соседи, которые уже поняли вашу отзывчивость и изобретательность, снова будут у ваших ворот.
На этот раз проблема будет в том, что удерживать равновесие на двухколёсной штуковине может далеко не всякий. Для пожилых или людей, отягощенных лишними килограммами в районе талии, скутеры представляют определённую трудность в использовании. Или, например, если надо много вещей с собой везти, куда их девать? В короб за спину можно, но, опять же: центр тяжести становится выше, устойчивость в движении – ниже.
Что нужно сделать для повышения устойчивости? Вы, как талантливый инженер знаете, что можно использовать гироскоп. Но это не поможет для увеличения грузоподъемности. А вот если просто сделать не два колеса, а три, то таким простым маневром можно сделать конструкцию очень устойчивой. Но есть ещё проще решение: взять два скутера, да и соединить их вместе парой труб. Тогда такая конструкция и устойчивой будет. И второй человек будет освобожден от управления. Может хоть спать, а хоть семечки грызть. Или, вообще, второго пассажира не брать, а вместо него какой-нибудь груз разместить.
Сказано – сделано. Через месяц работы, вы выкатываетесь из гаража на сдвоенном скутере. Чтобы окончательно убедить всех в пользе нового изобретения вы, с улыбкой от уха до уха, подъезжаете на этой чуде к первой красавице вашей улицы. С предложением прокатиться с ветерком, само-собой.
Надо ли продолжать нашу версию сказки про Незнайку дальше или все уже догадались, что следующим, на что посетуют наши требовательные соседи, будет дождь и ветер. На большой скорости вся грязь с дороги через 10 минут езды будет уже на тебе. И как при этом прикажете катать красавиц?
Так что следующей логичной инновацией, что выйдет из ваших рук, будет крыша, борта и лобовое стекло. Уже на этом этапе табуретки для сидения заменятся на более удобный диван.
Затем кто-то из соседей сообщит, что хочет поехать в соседний город к тёще. И при этом захватить с собой детей. А значит надо будет что-то придумать для увеличения количества посадочных мест. В ширину вряд ли подойдет (уже сдвоенная версия много места на дороге занимала). Но можно же наращивать в длину.
Другой скажет, что тёща у него живет в соседнем доме, а вот в соседний город хорошо бы отвезти несколько мешков картошки. Тогда запросто можно дополнительные сидения выкинуть, а на их месте прикрутить обширную корзину или короб (кстати «кузовок» по-русски и означает корзину).
Всё, вы добились своего: в вашей реальности появилось то, чего не было ещё несколько лет назад: автомобили. Причем сразу и грузовые, и пассажирские. Ваш мир стал чуточку богаче, чуточку интереснее, чуточку совершеннее.
Люди получили дополнительные возможности. А вы получили заслуженную славу прекрасного инженера и талантливого инноватора.
MVP Кстати, то, что мы только что так сказочно расписали – вовсе не сказки. В занимательной форме мы показали одну из весьма серьезных бизнес-концепций: принцип «минимально жизнеспособного продукта» (более известен как
«minimum viable product», MVP).
Это достаточно молодая концепция. Появилась она в начале XXI века и на данный момент является полноценным конкурентом классического метода разработки «под ключ».
В соответствии с этим подходом, людям предлагается некая последовательность постоянно совершенствующихся продуктов. Важным аспектом подхода является то, что на каждом шаге люди получат не какой-то полуфабрикат, а полноценный работающий как часы продукт.
Да, сами производители могут понимать, что это лишь промежуточные шаги. Что они хотят видят в финале значительно более грандиозную вещь. Обладающую большим функционалом, удобством, привлекательностью, наконец.
Но они готовы двигаться к своей главной цели через последовательность шагов. Каждый раз получая от потребителя обратную связь. Чтобы оперативно корректировать свои инсайты с тем, что реально хотят получить люди. И каждый раз, ещё раз повторим, создавая полноценный законченный продукт.
Такой подход позволяет стартовать с меньшим запасом ресурсов, а в финале получить то, что будет гораздо более востребованным жизнью.
При этом наивным будет полагать, что заниматься таким минимализмом – удел нищих стартапов или инженеров-энтузиастов. Данный метод вполне подходит и крупным корпорациям. Правда, с учетом масштаба, они и замахиваться будут на более грандиозные прожекты.