В одном старинном детском мультфильме щенок забыл своё имя. И для того, чтобы вспомнить, его друг, котёнок Гав, предложил метод: надо чтобы кто-то щенка позвал. Тогда имя найдется.

У героев мультфильма план не сработал: все, к кому они обращались, были заняты своими делами. Им совершенно недосуг было заниматься проблемами чужой самоидентификации. При этом щенок смутно понимал, что имя у него было, что оно было красивым и круглым. И чистая случайность (пробегавшие мимо дети с воздушным шаром) моментально расставила всё по местам: щенок вспомнил, что его тоже зовут Шарик.

Метод котёнка Гава

При всём детско-наивном подходе в данном мультфильме наглядно показано очень серьезное явление: частенько мы сами не очень понимаем, кто мы такие. Не знаем собственного Имени, образно говоря.

И это незнание очень часто является решающей преградой, которая не позволяет человеку начать собственную практику. Банально не понятно: чем заниматься?

И тут, как бы это ни показалось странным, «метод котёнка Гава» вполне может принести пользу. Надо просто вспомнить: последние 10-15 ваших друзей, которые обращались к вам за помощью, чего они, вообще говоря, хотели? О чем просили? Куда звали?

При этом важно не путать две вещи:

  • с какими просьбами приходят к вам
  • с какими идеями вы обрушиваетесь на своих друзей

Потому что друзья приходят к вам, зная, скажем так, ваше Лицо. А вы прибегаете к ним отталкиваясь от совсем других предпосылок. То, что вы думаете сами о себе, и что о вас думают окружающие – это, вообще говоря, два разных мнения. В чем-то они могут пересекаться, но в чем-то серьезно расходиться.

Есть такая техника анализа личности: окно Джохари, которая как раз подробно разбирает соотношение этих мнений. Подробнее о ней мы расскажем в одном из следующих материалов. А сейчас просто укажем на тот факт, что люди знают о вас только по внешним проявлениям. Какие-то черты характера от них остаются скрытыми. А какие-то могут быть неизвестны даже вам самим

На самом деле проанализировать запросы от друзей и знакомых бывает полезно ещё и для того, чтобы понять, как вы сами на них реагируете. Вошедшая уже в анекдоты ситуация «тыжпрограммиста», которого просят починить пылесос вполне может заканчиваться тем, что человек действительно это пылесос чинит. И не только пылесос, но и стиральную машинку, утюг, чайник, микроволновку.

По результатам наблюдений вполне может прийти понимание, что починка электроники – это то, в чем человек действительно хорош. И это, между прочим, вполне может стать поводом задуматься о частной практике. В конце концов, «тыжпрограмистов» сегодня – пруд пруди. А хорошего мастера, способного заставить работать бытовую технику, это ещё искать надо.

Кстати, хватит уже разговоров за всё хорошее. Давайте прямо вот сейчас попробуем.

Возьмите лист бумаги и вспомните три случая, когда к вам обращались за помощью. Любые, хоть бы это было и несколько лет назад. Просто сформулируйте их словами и запишите.

Не надо писать о том, как бабушка попросила вас помочь ей перейти дорогу. Это прекрасный поступок, всегда помогайте бабушкам. Но сейчас нам нужны немного другие ситуации. Такие, когда у человека была четко сформулированная потребность и именно ваша помощь оказалась весомым вкладом.

Возможно, это будут совершенно разные ситуации. Например, кто-то попросил вас помочь ему с планом тренировок. Другой позвал вас ремонтировать машину (не в плане отвертки подавать, а именно как мастера). А третий пришёл к вам с просьбой помочь разобраться в тонкостях налогообложения.

Причем именно запишите этот случай. Пока это у вас просто в голове в виде яркого воспоминания, вы можете упустить важные детали. Проведя этот образ через логическую часть сознания, вы сможете сформулировать: что же от вас в тот момент хотели на самом деле? Например, человек, который хотел от вас план тренировок, вполне возможно, ждал не расписания занятий. Он просто нуждался в энергичном пинке для похода в спортзал. Т.е. от вас ждали не тренерства, а мотивации.

Иллюстрация: цитата из х/ф «Конфуций» (реж. Ху Мэй, 2010, Китай)

Метод Конфуция

Есть второй подход в поиске поля для частной практики. Чтобы его понять стоит вспомнить мудрую мысль, которую приписывают аж самому Конфуцию:

Найди себе дело по душе и тебе не придется работать ни дня.

Есть известная коллизия, которую регулярно обсуждают люди с философским складом ума

  1. Синонимом к слову «работа» является слово «труд»
  2. От слова «труд» происходит «трудность», т.е. то, что «преодолевается с трудом», со сложностями, напряжением
  3. Бывает, что работа приносит только лишь удовольствие (даже несмотря на то, что физически изматывает)
  4. Можно ли такую работу считать работой в полном смысле? Или это просто развлечение, за которое вам ещё и деньги платят?

Так вот, мы с полной ответственностью беремся утверждать: для полноценного существования любого человека (ещё раз: ЛЮБОГО), у него должна быть такая работа, которая доставляет удовольствие.

Как минимум – удовольствие. А лучше, чтобы, вообще, одна мысль о работе вызывала прилив энтузиазма. Чтобы вечером в пятницу человек уползал домой выжатой половой тряпкой, но уже вечером в воскресенье с нетерпением ждал понедельника. Потому что сможет вернуться к любимому делу.

При таком подходе сам человек будет жить в гармонии с собой и с миром, ощущая полноту существования в каждый момент. А качество его работы, гарантировано, будет фундаментально выше. Его же профессиональное мастерство будет расти неуклоннее, чем дерево на солнечной стороне.

Поэтому, задумываясь о частной практике, стоит подойти к вопросу именно с этой стороны. Попытаться понять, что из себя представляет дело, которым ты готов заниматься круглые сутки. Которым ты будешь заниматься даже если тебе за это не будут платить (а, возможно, ты и сам готов за это приплачивать).

Но даже составляя этот список своих увлечений надо держать себя в руках. Потому что в нашем случае подойдут только те пункты, результаты которых нужны не только тебе, но и другим людям. Т.е. надо чётко понимать: какую пользу обществу может принести данное конкретное увлечение, если грамотно его оформить?

Потому что профессиональный «выпивоха-рассказчик» – это всего лишь персонаж анекдотов. А вот профессиональный учитель танцев или профессиональный компьютерный геймер – это уже вполне себе реальные явления.

И снова давайте прервем теоретизирование.

Попробуйте воспользоваться и этим подходом. Надеемся, на том листке, что вы использовали ранее, ещё осталось место на обороте?

Вспомните хотя бы одно занятие, которым вы занимаетесь, что называется, самозабвенно. Т.е. забывая о еде, о времени, о том, что рядом открыто окно и холодный ветер гуляет по комнате.

Не надо вспоминать прекрасное занятие, которым обычно занимаются взрослые люди вдвоём в темных комнатах. Да, это дело некоторые ухитряются сделать своей профессией. Но все, кто идут по этой, прямо скажем, сорной тропинке, они и без нашего чуткого руководства давно справились. Бог им судья.

А вот если вы вдруг вспомнили рыбалку, то это уже хороший момент. Понятно, что профессиональный рыбак сегодня – это замотанный трудяга на морском сейнере. Но можно же придумать что-то в ключе, показанном в фильме «Особенности национальной охоты». Там есть такой персонаж: Кузьмич. Он организовывает процесс для других охотников (проживание, питание, выслеживание, транспорт). Мастер, организующий всё для рыбалки – чем не вариант практики.

Чисто на полях стоит заметить, что надо учитывать ещё и такой фактор, как «потенциал роста». Т.е. хорошо бы понимать: куда вы сможете развиваться на данном поприще, когда достигните предела профессиональности? Или: как вы сможете трансформировать свою практику, когда расти будет некуда? Не надо слишком сильно на эту тему переживать. Если вы сейчас этих горизонтов не увидите – не страшно. Это с вашего нынешнего уровня их может быть не видно. Просто держите в голове, что эти горизонты есть. Должны быть.

О пользе медалей

В завершении хочется упомянуть один момент. За время жизни каждый человек, как правило, обрастает достаточным количеством неких «медалей». Это некие свидетельства его достижений: грамоты, дипломы, аттестаты об окончании курсов.

Прежде чем начать всерьез работать по одному из описанных выше подходов, разложите перед собой эти «медальки». Попробуйте вспомнить: может быть в вашей жизни были достижения, которые не оставили видимых свидетельств? Например, за какой-то успешно выполненный проект вас просто могли наградить премией. Или благодарный друг просто подарил вам бутылку марочного вина (которую вы с ним же и употребили).

Кстати, а почему мы сказали «по одному из подходов»? Они же отлично совмещаются. Особенно, если подход «котёнка Гава» даёт очень большой список. Тогда остановиться на чём-то одном поможет «конфуцианский подход».

Разглядывая эти «медальки» надо постараться вспомнить, как каждая из них повлияла на вас, как на специалиста. Или как на человека.

Надо страдать какой-то очень запущенной формой ненависти к самому себе, чтобы после такого сеанса воспоминаний о былом, вдруг не ощутить, что ты, на самом деле, не просто никчемушный неудачник. Ты, вообще говоря, немало умеешь. Просто до этого момента что-то, по забывчивости, не используешь.

И вот в этот момент человек вплотную подходит к следующему этапу: ему надо разрешить самому себе стать специалистом. Причем специалистом публичным.

Но об этом подробнее – в следующей статье.

Иллюстрация: цитата из м/ф «Котёнок по имени Гав - 3» (реж. Лев Атаманов, 1979, СССР)