Мы продолжаем скатываться: с избитых поговорок уже начинали. Теперь вот дошла очередь до детских «магических» кричалок. Ну а что ещё от нас ожидать, после того, как мы вывели философию поиска себя из детских мультфильмов?

В данном случае мы впадаем в детство вовсе не от игривого настроения. Да, неожиданно теплый и солнечный октябрь этого года дарит много радости. Но, нет, причина в другом. Обсудив принципы подбора иллюстраций для заметок в блоге, надо двигаться дальше. К его текстуальному наполнению. И первые слова, с которыми познакомятся ваши уважаемые читатели, будут название, тизер и первые абзацы текста.

Возможно, читатели увидят их даже не на вашем сайте, куда они уже по привычке начнут заходить в поисках интересных материалов. Многие увидят их в каких-нибудь соцсетях. Среди котиков, полуобнаженных фотомоделей и чизкейков. Поэтому правильный выбор названия – залог того, что ваш материал не затеряется в этой пушисто-вкусной телесности.

А значит, не стоит делать название впроброс. Имеет смысл уделить ему достаточно и времени, и творческой энергии. Потому что: первое слово… ну, вы уже знаете.

Точное попадание

Заголовок

Мысль, за которую нас, скорее всего, поднимут на смех все SMM-щики планеты (даже начинающие): не надо стремиться сделать название «пробивающим насквозь». Т.е. оно не должно быть таким, чтобы сразу объяснять читателю суть текста.

  • 10 методов достичь гарантированного успеха.
  • Блестящие штиблеты: как завоевать сердце блондинки из соседнего подъезда
  • Лёгкий способ бросить курить, пить, развратничать и занимать в долг.

Вот совсем не обязательно стремиться именно к таким заголовкам. Если вам они нравятся, если вам удобно мыслить именно такими фразами – великолепно, используйте именно их. В подаче материала естественность – одно из главных условий успеха.

А вот чего действительно стоит избегать, так это «жарёхи» в стиле заголовков жёлтой прессы:

  • Невероятно! В лесах Сибири прокуроры оказались медведями!
  • Срочно! К земле приближается огромный резиновый объект!
  • Ужас в Заполярье! Солнце не показывается из-за горизонта третью неделю!

Вот такого мы бы категорически не советовали.

Что интересно: сегодня заголовки в стиле «Это невероятно! Срочно прочтите!» покрывают пространство интернета толстым слоем. Эта шипящая и искрящаяся пена привлекает внимание. Факт. И неискушенные люди всегда будут вестись на такие заголовки.

Что же делать человеку, если он не хочет вступать в эту «гонку яркости». Если ему не хочется, навтыкав себе во все места ярких перьев, бежать наперегонки со стаей таких же попугаев? Если ему, в конце концов, не так интересно внимание случайных читателей, которые падки на всё яркое, соленое и жареное?

Уныло плестись в хвосте? Ничуть.

Стоит заметить, что если человек в сети обладает хотя бы среднеразвитым чувством вкуса, то у него рано или поздно выработается стойкое отвращение к «кричащим» заголовкам. Посталкивавшись с тем, что под таким звонким призывом сокрыта столь же звонкая пустота, человек начнет сторониться этих пустых консервных банок.

Однако, никто законов рынка не отменит. Именно такие гремяще-дребезжащие названия будут носиться вокруг людей несметными стаями. И поэтому любое называние, которое в этой галдящей стае окажется «белой вороной» будет для таких людей подлинной находкой.

Они, как к глотку чистой воды посреди булькающего болота, потянутся к этому названию. И вот тут уж вы просто обязаны оправдать доверие человека. Никак нельзя обмануть того, кто их последних сил прорвался к вам через фестивалящий круговорот. Дайте им хороший интересный текст. Прочитав который людям захочется с благодарностью вернуться к вам снова.

И ещё немного о технической части. Современные поисковые системы хотят, чтобы названия были короткими. Не больше 75 символов. Но почти всегда этого катастрофически не хватает. Регулярно посещает мысль: а что бы сказал по этому поводу Александр наш Сергеевич Пушкин, который написал драму «Борис Годунов. Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» (122 символа! Почти вдвое больше того, что хотят поисковики!!).

Тем не менее, краткость – сестра таланта. Старайтесь не раздувать название до размеров маленького рассказа. Краткая метафоричная фраза сможет передать мысль, и создаст определённый настрой. Всё остальное, что так хочется запихнуть в название, можно перенести в тизер.

Цитата из х/ф "От заката до рассвета" (реж. Р.Родригес, 1996, США)

Тизер

Слово teaser в изначальном значении – это некий задира, любитель подразнить. От него же, кстати, происходит стриптиз. Если кто видел этот… эмм… вид современного искусства тот сможет ухватить суть того, что такое тизер.

Просьба всем сторонникам правильной морали не волноваться: составляя тизер для своей записи вам не придется выполнять ничего из арсенала профессиональных стрипизёров. Скорее, это они являются в данном случае похитителями смысла. Поэтому «стриптиз» мы будем использовать исключительно в качестве управляющей метафоры.

Но сначала давайте сформулируем небольшое определение. Тизер – это некий небольшой текст, напрямую связанный с вашим материалом, который кратко и интригующе рассказывает о нём. В тизере должны выполнялись оба требования: тизер должен быть и кратким, и интригующим.

Предназначение тизера – соцсети и иные внешние площадки. Если ваш блог расположен на не в обычной ЖЖ-шечке, а на персональном сайте, то там тоже пригодится тизер.

Составляя тизер надо понимать, что вы заманиваете человека (не в ловушку, нет, вы ведь приготовили для него хороший текст!). После того, как человек прочтёт последнее слово тизера, он должен захотеть пройти по ссылке, чтобы узнать, что дальше.

Кстати, тут стоит сказать, что не надо в этом «заманивании» опускаться до желтушной вульгарщины в стиле: «Пугачева о@#$ла, когда узнала, что Галкин делает с…». Да, эти методы работают. И доказательства работоспособности – мириады подобной гадости, разбросанные по всемирной паутине. Но мы же ещё не забыли, что говорим о блоге солидного профессионала? Мы же не хотим, чтобы к вам заходили люди, считающие зазывные «Цигель! Цигель! Ай лю-лю!» из фильма «Бриллиантовая рука» верхом куртуазности?

Вообще, составление тизера – это такое особое искусство баланса, осваиваемое только на практике. В нем нельзя «переборщить». Но нельзя и «недожать».

Например, краткость.

Тут надо помнить, что соцсети, в которых вы будете тизер размещать, обладают своими форматами. Они обрежут ваш текст по своей внутренней логике. В целом, от него останется один-два абзаца. А если абзац один, но крупный (больше 200-300 символов), то порежут и его.

Кажется, что это плохо. Но не спешите с выводами. Если первый абзац заинтересует читателя настолько, что он кликнет «показать полностью», то это будет означать, что какую-то свою работу он уже вам отдал. Ваш текст для него уже стал немного «своим». Значит процесс «заманивания» стал чуть-чуть успешнее.

Сокращать тизер до двух-трех ёмких импульсных фраз можно. Но не всегда удаётся в таком сжатом формате внятно изложить идею. Получается кратко – хорошо. Хочется развернуть подробнее – тоже не стесняйтесь.

Кстати, не стесняйтесь в тизере «выдать» что-то важное. Даже основную мысль своего текста вовсе не обязательно  прятать. Не стоит разводить «тайны мадридского двора». Не надо стремиться, чтобы тизер по степени напряженности соревновался с завязками лучших детективных романов. Если вы понимаете, что вашу мысль всё равно надо подробно и доходчиво объяснять – смело выносите её целиком в тизер. Мало что звучит столь же дразняще, как неочевидное утверждение, произнесённое уверенным голосом.

Но и не превращайте тизер в краткое резюме вашей заметки. Ни в коем случае. Если вам хочется, как на презентации, начать с формулирования главной мысли – запросто. Сделайте это первым абзацем в тексте. Но не в тизере! Оставьте, все-таки, хотя бы толику интриги.

Кстати, не делайте тизером первый абзац вашей заметки. Опять же, это не строгое требование. Особенно, если литературный талант у вас присутствует, и вы способны выходить на свою основную цель постепенно. Если в роли тизера вы, всё-таки, решили поставить первый абзац (несколько первых абзацев), держите в памяти второй важный принцип: краткость. Поэтому не стесняйтесь редактировать эти абзацы.

Цитата из х/ф "Хороший, плохой, злой" (реж. С. Леоне, 1966, Италия, Испания, ФРГ)

Первый абзац

Всё, читатель уже пришёл к вам. Он уже согласился, что ваш материал – что-то выдающееся на фоне остального потока информации. И тут надо, откинув в сторону сантименты, хватать его. Причем хватать так, чтобы из ваших нежных объятий он уже не захотел вырываться.

Этот захват производится в первом абзаце вашего текста. По-крупному, его можно выполнять двумя разными техниками.

Первый, назовем его «Журналистский».

Традиция написания новостей такова, что самое главное должно быть сжато изложено в самом первом абзаце. Это идет ещё с тех времен, когда новости распространялись через печать. Человек, получая с утра газету, должен был успеть за завтраком узнать обо всех важных событиях. Вчитываться подробно в каждую не имело смысла: они вообще могли не касаться данного человека. Поэтому он пробегал по заголовкам и первым абзацам. Читал подробнее там, где считал нужным.

Давайте возьмем пример прямо из актуальной новостной ленты:

Россия дорого заплатит за свои попытки построить огромный батут для забрасывания коровьих лепёшек в стратосферу заявила представитель госдепартамента Великобритании Тереза Науэрт на совещании глав государств Мокшанского залива. Сегодня 17 мартабря 2018 года об этом сообщило аналитическое агентство БаркингДог на своем сайте.

Ну ладно, это мы всё сочинили. Но техника формирования первого абзаца соблюдена по всем канонам. В нем последовательно следуют ответы на вопросы:

  • что случилось?
  • кто виновник события?
  • подробности события
  • когда произошло событие?
  • Кто источник информации?

Сжато, концентрировано и по существу. Всё остальные пояснения и дополнения – это уже дальше, в теле новости. Абзац цепляет читателя своими фактами. Он говорит: вы интересуетесь проблемами стратосферы? Живёте на берегу Мокшанского залива? Тогда читайте дальше.

Этот метод сегодня, когда газеты в качестве новостных площадок фактически умерли, полностью перекочевал в электронные новостные средства.

Использовать подобный подход можно не только в новостях. Для блога он тоже уместен. Прямо в первом абзаце мы озвучиваем основной тезис или основную идею, которую будем потом раскрывать в тексте. Т.е. мы с ходу говорим читателю: это будет статься вот на такую тему. Иногда это позволяет экономить время пользователя. Например, если он полностью согласен с тем, что мы утверждаем в первом абзаце. Он просто, пометив себе в голове, что да, и вот этот автор думает так же, переключится на другие материалы. Или скажет: «О! С этой стороны я на проблему не смотрел» - и углубится в чтение.

Такой подход стоит использовать, если блог ведётся по-деловому, сжато, технично. Читатель, поняв правила игры, будет использовать блог именно как сборник технических рекомендаций или дельных советов/методик.

Второй подход назовём «Писательский».

Писатель – он не новостник. Он понимает, что книгу человек будет читать не впопыхах, заливая в себя кофе. Книга – это более размеренный формат, человек открывает её понимая, что время у него есть. И он готов потратить его именно на данную книгу. Поэтому писатель может начать издалека. И даже несколько туманно. Но, всё равно, необходимо соблюдать условие: начало должно цеплять. Правда тут «крючком» будет грамотно построенная фраза, интересная метафора или просто завораживающая ритмика.

В качестве примера. Вот какими словами начинается книга «Стрелок» Стивена Кинга

«Человек в чёрном ушёл в пустыню, и стрелок двинулся следом».

Данная книга – начало целого цикла книг в жанре эпического фэнтези («Темная Башня»). Сам автор считает, что это лучшее начало из того, что ему удавалось.

После прочтения фразы, по сути, мало что понятно: какой-то человек в черном, какой-то стрелок. Один идет в какую-то пустыню. Другой его преследует. Что происходит? Зачем? Почему? Ничего не понятно. Но определенная завораживающая ритмичность во фразе есть. А в описанной ей картине есть динамика (преследование). Поэтому возникает желание разобраться: что дальше?

Если тема материала подразумевает некоторую неспешность, задумчивость или неожиданный взгляд на давно известную проблему (возможно даже спорный взгляд), то можно начать немного издалека. Идея, которую будет потом раскрывать текст, не просто не озвучивается сразу. Вполне возможно, что она даже сознательно вуалируется. Чтобы потом, появившись в нужном месте, произвести эффект неожиданности.

Такой подход будет уместен для, скажем так, блогов с гуманитарным уклоном. Для блога, чьи читатели способны оценить изящество дискурса или точность подобранных метафор. Для авторов, которые хотят не только познакомить читателя со своими находками или наработками, но и показать им свой, внутренний мир, свой способ мыслить, видеть.
Ну или просто развлечь читателей хорошей историей. Если вы, например, профессиональный писатель :)