На самом деле это пусть и сложный, но очень творческий процесс. В нём нельзя подсказать верный «алгоритм победы». Можно только задать общие направления и поставить некие, очень зыбкие и подвижные, границы. Можно ещё морально поддержать того, кто отправляется в поиск.
Но искать людей похожих на своего Идеального клиента человек должен сам. Хотя бы потому, что как бы подробно он ни расписывал искомое на бумаге, основной образ всё равно находится у него в голове. И только он сможет ощутить ту радость, которая вспыхивает в душе, когда в толпе, наконец, мелькнёт что-то смутно знакомое.
Тут главное – не отчаиваться и продолжать поиск. Потому что очень неглупыми людьми было сказано «ищущий да обрящет».
Но вот вы его нашли. Вернее, нашли кого-то очень-очень похожего на вашего Идеального клиента. Что дальше делать то?
Следы невиданных зверей Как что? Предложить ему купить прототип вашего товара! Скажет кто-то, и будет категорически не прав.
Нет, не надо вашему первому же найденному человеку пытаться втулить плоды ваших трудов. Тем более не стоит этого делать, если они пока существуют лишь в ваших благопожеланиях. Вы нашли пока ещё не клиента, вы пока нашли всего лишь человека. Вокруг которого незримо колышется ореол чего-то идеального.
Этот ореол пугливее единорога. Если вы начнёте с бодростью коробейника выхватывать из закромов да нахваливать различные товары, это осторожное чудо может и умчаться от вас быстрее ветра.
Попробуйте сначала познакомиться с ним поближе. Для этого есть отличный проверенный даже не веками, а тысячелетиями метод: просто поговорить. Раз уж ваш Идеал вроде как воплотился в реального человека – пользуйтесь удачным случаем. Поговорите с ним, наконец, в реальности. Хватит уже общаться только с виртуальным образом!
При этом проявите внимательность, деликатность и заинтересованность. Понимаю, сегодня мы все жуткие индивидуалисты, привыкли, чтобы слушали нас. Однако тут вы должны взять в узду это новомодное веяние и превратиться во внимательного чуткого слушателя.
Попросите найденного человека рассказать, какие у него есть проблемы? Как он их решал? Или пытался решить («пытался», потому что не получилось). Причем в данном случае важны оба варианта: и успешное решение, и провал.
Более того, постарайтесь выяснить, сколько вашему собеседнику стоило решение проблемы. И ещё интереснее будет узнать, сколько стоило, если проблема НЕ решилась. Причем вовсе не обязательно это должно быть выражено в денежном эквиваленте. Сам человек может убыток измерять в каких-то нематериальных потерях.
Например, человек может рассказать такую историю. Готовился к свадьбе. А у тёщи его была одна из любимых историй на всю жизнь: какой прекрасный торт был в тот день, когда она (тёща) выходила замуж за тестя. И избранница вашего собеседника росла с четким пониманием: шикарный торт на свадьбе – это важнее чем даже бело платье и кольца. А ваш собеседник не смог найти мастера, способного изготовить действительно достойный торт для торжества. Поэтому просто, заказывая ресторан, обговорил с тамошним менеджером, что «должен быть торт, шикарный, одна штука». Ведь профессионал должен понимать заказ? Вот и пусть старается. Ну вашему собеседнику и доставили действительно шикарный большой торт. В три этажа, с голубями и фигурками. С таким количеством крема, что средних размеров детский сад накормить до отвала можно было. Но оказалось, что это был стандартный торт, который делает местная пекарня. И невеста, и тёща, трепетно к этому делу относящиеся, уже такой видели на свадьбах подружек. Поэтому разочарованию их не было предела. Ну, с невестой то поладить удалось. Всё-таки, как говорил персонаж одного мультфильма, не в пирогах счастье. Праздник, радость, зависть подружек, первая брачная ночь – все дела. Но вот с тёщей отношения (и без того не идеальные) дали трещину. Что жизни, как все понимают, не улучшает. Если этот пример дополнить, сказав, что вы – мастер, желающий создавать пироги, торты да кексы (причем, как раз эксклюзивного характера), то всё сойдется. Вы не только сможете примерно прикинуть, сколько будет стоить такой заказ. Но и будете достаточно неплохо представлять, на какие убытки будет обречён человек, если ваша помощь вовремя не подоспеет.
Исходя из знания «сколько стоит решение», вы можете планировать примерное количество заказов, которое должно приходить вам, скажем, в месяц, чтобы такая работа могла стать основной. Если учесть при этом про затраты на производство, то вы сможете нащупать свою
«нижнюю» ценовую планку.
А с пониманием, во что обходится «не решать проблему» можно прикинуть и «верхнюю». От этой же информации можно отталкиваться, когда вы будете планировать, как продвигать свой товар. И вообще, это знание может быть применено в очень многих ситуациях. Держитесь за него.
Кстати, по ходу беседы совершенно не лишним будет выяснить: что ещё человека интересует, какие проблемы его волнуют? Вообще любая дополнительная информация будет полезной. С её помощью вы можете понять, в какую сторону стоит подправить образ Идеального клиента. И даже с удивлением узнать, что ваше будущее «интересное предложение» можно дополнить новыми замысловатыми компонентами. Или наоборот: выкинуть из него то, что вам казалось интересным, но оказалось совершенно не нужным клиенту.
Ключ на старт Таких людей надо будет найти три-четыре. Лучше даже пять. И каждого из них надо будет опросить. Причем это не должна быть быстрая беседа на бегу. И на дискотеку тоже собеседника не приглашайте. Лучше всего, если получится просто разговор по душам в спокойной обстановке. Про то, что определённые напитки развязывают язык, но притупляют внимание напоминать не будем. Все люди взрослые.
Кстати, совсем не лишним будет всю новую информацию записать. Не можем советовать, как это лучше делать. Кто-то вполне способен с отрытой улыбкой достать прямо по ходу разговора блокнот, карандаш, начать сыпать вопросами и делать по ходу пометки. И при этом собеседник не «закроется». Такой талант – редкое дело. Но то, что, вернувшись домой после этой беседы, уединиться с блокнотом и карандашом надо обязательно – на этом мы настаиваем. Потому что это сразу после общения у вас все мысли и наблюдения горят в голове. Но уже завтра детали начнут изглаживаться. И кто знает: что пропадет безвозвратно? Насколько это может оказаться важным?